Гандхара и принципы махаяны

Формирование антропоморфных статуй Будды географически связано прежде всего с Гандхарой, а формально и содержательно - с буддизмом Махаяны.

В период I в. до н.э. -1 в.н.э. в Индии распространяется буддизм ветви Махаяна, а также бхагаватизм с идеей бхакти - благоговейной любви к "личному" божеству. В связи с этим в среде гандхарских буддистов возникла религиозная потребность иметь для поклонения антропоморфные статуи и статуэтки Будды. Первоначальный запрет на подобные изображения Учителя был в районе Гандхары нарушен, чему способствовало сильное влияние брахманизма и джайнизма на северный буддизм Махаяны.

Основываясь на археологических и стилистических данных, развитии гандхарской пластики можно выделить три основных этапа: раннегандхарский (I в. до н.э. - I в.н.э.), среднегандхарский (I-II вв.) и позднегандхарский (III-V вв.).