Матхура и местная скульптурная традиция

Появление в Матхуре самобытных скульптурных изображений Будды было обусловлено всем ходом развития местного искусства ваяния. Как показывают древние статуэтки из терракоты, сохранившиеся в районе Матхуры еще с добуддийских времен, народные верования здесь всегда были связаны с поклонением антропоморфным изображениям божеств. С развитием же концепции бхакти и буддизма ветви Махаяны в Матхуре практически сразу появились антропоморфные изображения нового буддийского божества, тем более что Матхура имела сношения с Гандхарой и являлась одним из главных городов времени династии Кушанов. Однако в отличие от Гандхары, скульптурные изображения Будды возникли в Матхуре на древних местных корнях, их прототипами стали статуи якшей - божественных существ в брахманизме.

В матхурской пластике скульптурные лица, как правило, очень естественны, нередко эмоциональны, округлы и мясисты, с выделяющимися губами, с глазами, не имеющими удлиненного разреза. По сравнению с гандхарскими скульптурами, впечатляющими "твердостью" решения статуарной поверхности, четкостью линий в чертах лица, деталях одежд и аксессуаров, матхурские фигуры менее "скульптурны" и более "живописны", в лицах статуй здесь больше оживленности, а в позах - динамичности.

К чисто индийскому типу пластики относится стела из Катры, близ Матхуры (начало II в.), на которой изображен сидящий на троне Будда с предстоящими. Учитель явлен здесь в энергичном движении. Черты лица Будды оживлены мыслью и проникновенны. Правая рука поднята в положении абхайя-мудра. Аскетическое, но сильное тело, смело моделированное почти гладкими плоскостями, при обобщенности форм сохраняет ощущение объема и твердой плоти, как бы наполненной дыханием. За головой скульптурного Будды представлен нимб, окруженный ветвями священного дерева Бодхи с двумя гениями "в полете". Еще более динамичны позы двух фигур, стоящих позади Будды. Особенно интересен изображенный справа от Учителя человек с пышным опахалом: он весь в движении и взирает на Будду одновременно и с живым интересом, и почтительно. Сложная композиция стелы вся пропитана энергией, движением и, вместе с тем гармонией, покоем. Есть основание считать, что данная скульптура является одним из высших достижений искусства матхурской пластики кушанского периода.