Основные сюжеты Священного эпоса

В «Махабхарате» характеристика Брахмы является определяющей. Брахма постоянно творит мир, следит за ним с интересом, направляет действия богов, вручает им различные прерогативы, наблюдает за свершением жертвоприношений и деятельностью подвижников.

В «Махабхарате» и «Рамаяне» следует отметить ведущую роль бога Вишну, который даже перенимает роль творения мира у Брахмы. Более того, Вишну даже именует себя именем Брахмы, что определяет суть их тождества. Так, одна из самых значительных книг священного эпоса «Махабхарата» называется «Бхагават-гита», в ней действующий бог Кришна, который снисходит до общения с воином Арджуной во время великой битвы. Кришна считается эманацией многогранного бога Вишну, поскольку в данном эпосе он действительно благоволит сохранению мира и законов вселенной в том виде, в котором они существуют: Кришна убеждает сомневающегося Арджуну вступить в бой, объясняя устройство мироздания, место и задачи в нем человека. Что касается эпоса, посвященного Раме, его поиску своей возлюбленной Ситы, то и Рама также считается одной из многочисленных аватар бога Вишну.

В ряде мест в «Махабхарате» первенство божественной иерархии отдается Шиве, хотя в целом поэма отмечена вишнуистской тенденцией. По отношению к Брахме Шива тоже занимает подвижное и противоречивое положение: то простираясь перед ним, то забирая себе власть над миром.