Каноны сидящего, лежащего, летящего и стоящего Вишну

Скульптуры, представляющие Вишну в его истинном облике, изображают стоящего, сидящего, лежащего и летящего бога в четырех состояниях: йога, бхога (наслаждающийся), вира (воинственный) и абхичарика (устрашающий).

Статуи стоящего Вишну изображают бога с юношеским телом и четырьмя руками. В правой верхней руке статуарный Вишну держит диск- чакру в качестве метательного орудия, а нижняя рука скульптурного бога выражает покровительство и наделение дарами (варада-мудра). В одной из левых рук у Вишну раковина, другая рука покоится на бедре (состояние йога), либо касается рукоятки палицы, либо держит лотос (состояние бхога и вира).

Статуи сидящего Вишну (положение асана-мурти) имеют, как правило, четыре руки с необходимыми богу атрибутами. В состоянии йога Вишну изображается сидящим в позе падма-асана (поза лотоса со скрещенными ногами). Две руки бога представлены в положении йога-мудра, означающем сосредоточенную медитацию. В аспекте бхога и вира статуи Вишну изображают бога сидящим в свободной позе сукх-асана, две его руки - в положении варада-мудра. В состоянии абхичарика статуи Вишну сидящего имеют устрашающий лик и две руки, как правило, без эмблем.

Статуи лежащего Вишну обычно показывают бога возлежащим на Змие Вечности Шеше (Ананте) в качестве йогина. В этом случае скульптурный Вишну имеет две руки: правая подложена под голову, левая вытянута параллельно туловищу. Согласно вишнуитским вариантам мифа о потопе мир есть форма существования Вишну. Бог в конце каждого мирового цикла вбирает в себя Вселенную и погружается в длящийся тысячелетия сон, ложась при этом на бесконечного Змия Шеша, плавающего по мировому океану. Когда же Вишну просыпается и замышляет новое творение Универсума, из его пупа вырастает лотос, а из лотоса появляется Брахма, который и осуществляет непосредственно акт творения мира. Семь голов Ананды осеняют Вишну. В ногах бога обычно изображается сидящая Лакшми, массирующая ноги супруга.

В состоянии бхога у Вишну лежащего может быть представлено как две, так и четыре руки, но без эмблем. Обе правые руки бога изображены подложенными под его голову, а одна из левых рук представлена покоящейся на туловище Вишну. Лакшми в этом случае изображается сидящей у плеча супруга с лотосом в руке, а Бхуми-дэви - близ ступней Вишну с водяной лилией в руке.

Статуи летящего Вишну представляют бога верхом на его ездовой птице Гаруде («пожиратель», «царь птиц», «истребитель змей»), Гаруда обычно изображается существом с человеческим туловищем, головой и грудью коршуна, с крыльями, когтями и клювом. Иногда Гаруда представляется с человеческим лицом, при этом нос ваханы изображается клювовидным как у коршуна. Из четырех рук две верхние руки птицы держат зонт и горшок с амброзией, а нижние соединены ладонями в почтительном жесте приветствия, который означает поклонение и повиновение своему божеству. Иногда Гаруда изображается с двумя руками и тогда скульптурно выглядит в целом как человек, но с птичьим носом и небольшими крыльями за спиной.