Специфика южноиндийского зодчества

В период рубежа VII-VIII вв. видоизменяется объемно- пространственная композиция индуистского храма, понятие храма расширяется. Поскольку вокруг святилища периодически происходило многолюдное религиозное действо, собирающее массы молящихся, постольку из отдельного и обособленного здания храм превращается в ансамбль различного рода сооружений.

Обязательной частью храмового комплекса становится прямоугольный двор с оградой, внутри которого обычно размещались:

1) главный храм, обнесенный собственной дополнительной оградой (на Юге Индии ограничивались не двумя, а одной оградой, по внутренней границе которой размещали либо крытую галерею, либо отдельные однотипные целлы-святилища);

2) здания дополнительных храмов;

3) залы и галереи для молящихся паломников;

4) бассейн для ритуального омовения;

5) подсобные помещения.


На Юге страны проход на священную территорию оформлялся башенным павильоном типа гопурам.

На Юге Индии получили развитие храмовые комплексы, посвященные богу Шиве (на Севере - Вишну и Сурья). В храмовых ансамблях, посвященных богу Шиве, как правило, имелось отдельное здание со статуей священного быка Нанди внутри.

В южноиндийских храмовых комплексах, помимо здания основного святилища, нередко возводилось еще несколько, в частности, для божественной супруги бога. Некоторые храмовые ансамбли имели даже особый брачный зал, где в праздничные дни происходили торжественные ритуальные встречи бога с богиней.