Технология строительства погребального сооружения

Строительство собственной гробницы, выбор места, где должно было состояться возрождение и переход в другой мир усопшего царя - все это было предметом заботы еще живого фараона. Обычно уже на первом году царствования выбиралось место для будущего захоронения и разрабатывался план, в котором были предусмотрены не только архитектурные особенности будущего погребального комплекса, но и его художественное оформление - скульптурные и живописные элементы, тексты молитв. Все это подчинялось не только желанию фараона, но в первую очередь, требованиям погребального ритуала.

Древние египтяне знали два типа погребальных сооружений:

- заупокойный комплекс, кульминацией которого была гробница, относящаяся к позитивной (наземной) архитектуре - мастаба или пирамида;

- заупокойный ансамбль, в котором гробница представляла собой сооружение негативного типа, вырубленное в скалах. В отличие от погребального комплекса первого типа, где гробница являлась композиционным центром, в погребальном комплексе второго типа местоположение гробницы маскировалось, вход в нее тщательно скрывался, а центром композиции всего комплекса служил заупокойный храм.

Погребальные сооружения первого типа характерны для Раннего, Древнего и Среднего царств, заупокойные ансамбли второго типа репрезентируют погребальную архитектуру Среднего и Нового царств.

Заупокойный комплекс позитивной архитектуры в развитом виде в качестве основных составляющих включал[2]:

• собственно гробницу в форме пирамиды или мастаба, выстроенную из камня (известняка) или кирпича-сырца, облицованную камнем;

• верхний (заупокойный, поминальный) храм, примыкающий к гробнице;

• внутренний двор и ограда вокруг него;

• дорогу, как правило, крытую, ведущую из верхнего храма в долину;

• один или несколько кенотафов;

• «усыпальницы» для ладей; ладьи использовались в погребальном ритуале, кроме того, они были предназначены для путешествия фараона по подземному Нилу;

• мастерские и хозяйственные постройки, где проводился процесс мумификации, приготовлялись жертвенные дары и т.д.;

• нижний или долинный храм, соединенный храмовой дорогой с верхним храмом, построенный на границе орошаемой земли и пустыни;


____________ Лекция 4. Общая характеристика архитектуры Древнего Египта (2 ч.)________________

• царский дворец; так как строительство царской гробницы было предприятием общенациональным, то именно фараон должен был консолидировать силы строителей и контролировать процесс строительства;

• поместья, поставлявшие провизию для потребностей фараона и царского культа;

• пристань у нижнего храма для доставки на строительную площадку привозных материалов;

• поселок строителей.

Заупокойный ансамбль, сочетавший сооружения негативной и позитивной архитектуры, состоял из:

• гробницы, вырубленной в скалах Долины Царей (Долины Цариц);

• заупокойного храма, подчас приобретавшего огромные размеры;

• дворца фараона;

• дороги, обрамленной изваяниями сфинксов, ведущей к берегу

Нила;

• пристани;

• хозяйственных построек, складов, мастерских, обслуживавших не только нужды заупокойного культа, но и потребности живых.

Важным условием строительства гробницы, вырубленной в скалах Долины Царей, было сохранение в тайне места расположения гробницы. Сохранение тайны было необходимо не только для того, чтобы уберечь умерших от осквернения живыми, но также и для того, чтобы отделить умерших от живых, преградить мертвым путь на восточный берег Нила. В связи с необходимостью сохранения тайны рядовые строители гробниц, живущие в селении Дейр-эль-Медина на западном берегу Нила, были ограничены в своих отношениях с жителями восточного берега. Строители гробниц, прекрасно понимая свою посредническую миссию и опасаясь божественного гнева, становились добровольными хранителями тайны местонахождения царской гробницы.