Лекция 30. Северные храмовые комплексы Индии. Орисса. Конарак

выражал момент религиозного экстаза движением, а архитектура и скульптура - статикой. В то время как танец символически преобразовывал пространство во время и воспевал животворящую силу Солнца, архитектура, наоборот, превращала время в пространство, освобождающее верующих от цикла перерождений.

Разорение храма Сурьи монгольскими завоевателями, начатое еще в XVI в., привело ко многим ныне невосполнимым потерям: джагамохан сейчас закрыт и укреплен каменными блоками, предотвращающими его обвал; гарбхамуда вообще лишена своей шикхары. Однако, несмотря на разрушения, храм и сегодня продолжает оставаться чарующим местом встречи с великолепным мастерством древнеиндийских зодчих, скульпторов, декораторов, оказывая преображающее благое воздействие на каждого вступившего с ним в отношение зрителя.