Развитие искусства Таиланда в I-XI вв. в составе искусства других государств Юго-Восточной Азии

Первые памятники буддийского зодчества появились в Южной части Таиланда, куда ранее всего проник буддизм. Первые государства монов на территории Таиланда возникли в I-II вв. Через посредство культуры племени Монов буддизм позднее передался тайцам (сиамцам). На территории Таиланда с VII-VIII по X вв. был ращвет культуры Дваравати. Открытия археологов показали, что в некоторых пунктах этого королевства была распространена брахманская культура. Памятники ее представлены квадратными в плане целлами из латерита с дверными проемами, обрамленными песчаником. Одной из самых характерных черт монской архитектуры были кирпичные террасы - это постоянный элемент буддийских культовых построек Дваравати. На террасах возвышались и мемориальные монолитные монументы из кирпича - ступы, и здания с деревянным каркасом или с каркасом на каменных столбах - вихары. Дальнейшее усложнение архитектурного комплекса шло по пути снабжения террас балюстрадами и превращения их в галереи, устройства в галереях замкнутых залов.

Специфическое оформление имели наружные каменные лестницы, ведшие в храм. Сохранились лестницы двараватинских храмов Пхрамен, Пхрапатон и Санчао. Некоторые из них имели волнообразные перила, как бы выходящие из пасти чудовищ. В Пхрапатоне началом лестницы служит так называемый лунный камень - архитектурный прием из буддийской архитектуры Шри-Ланки.

В искусстве Таиланда, как и Вьетнама и Лаоса, яркое воздействие китайского искусства. Вместе с буддизмом в страны ЮВА пришла форма ступ.