Искусство XIV-XIX вв.

В XIII в. проникшие с севера тайские племена заселили страну и слились с монами; возникло первое крупное тайское государство Сукхотай. В районе Сукхотайя обнаружено более 50 ватов, в том числе ват Махатхат. Здесь чрезвычайно распространенным приемом было использование воды в композиции городских ансамблей, что впоследствии стало общей чертой тайской архитектуры.

Сукхотайский храм Махатхат размещался на территории дворца и был духовным центром королевства. Построен ват был при короле Шри Индрадитье. Первоначально он представлял собой ансамбль из пяти латеритовых башен, поставленных на латеритовую платформу и ориентированных по четырем сторонам света. Центральная башня была больше остальных, с ними ее связывали галереи. Купол главной башни в форме бутона лотоса, увенчанный шпилем, имитировал реликварий. Сооружение облицовано стуком, выглядело большим и возвышенным, белым и прекрасным, «как гора Кайласа» (по словам из надписи на камне короля Лотаи).

В искусстве с XIV по XIX вв. продолжает разиваться система ватов. Одним из лучших образцов такого развития служит дворцовый ват Пра

________________________ Лекция 36. Искусство Кампучии и Таиланда__________________________

Срисанпет в Аюттхае (XV-нач. XVI в.) и его ступы. Там же находится знаменитый ват Буддасаван в Аютии (XIV в).