Искусство Тибета

Искусство Тибета, расположенного в юго-западной части Китая, имеет свою историю. Культура Тибетского нагорья формировалась замедленными темпами, отразив в своей каноничности и традиционности географическую замкнутость области и жесткость религиозных догматов. В XIV — нач. XV в. проповедником Цзонхавой в Тибет был принесен буддизм, распространившийся в форме ламаизма, с которым вплоть до настоящего времени связано развитие тибетского искусства.

Материалами для строительства служили изобилующий в горах гранит, а также сырцовый кирпич и реже дерево.

Поразительной пышностью интерьеров отличается дворец-крепость Потала в Лхасе, строительство которого началось в VIII в. и завершилось в XVI—XVII вв. Возведенный на вершине горы и словно сросшийся с ней, дворец напоминает город.

Монастыри представляли собой ансамбли, расположенные террасами на склонах гор и окруженные несколькими кольцами стен; перед главным храмом, обращенным фасадом на север, устраивалась мощеная площадь. Плоские крыши храмов увенчивались медными, симметрично расположенными буддийскими символами ("колесо закона", к которому обращены две лани, внимающие учению), порталы богато оформлялись. Своеобразие культовой архитектуры Тибета проявилось в башенных реликвариях — субурган.

В храмах Тибета большое место отводилось статуям многочисленных божеств, иконам — танка, росписям. Статуи (наиболее популярными были портретные изображения правителей, высшего духовенства, Цзонхавы, апостолов буддизма, Тары) создавались из дерева, глины, бронзы, покрыва­лись позолотой и раскрашивались в соответствии со строгими канонами. На танка фигура главного божества, помещенная в центре, составляла основу симметричной композиции, обрамленной многочисленными житийными сценами повествовательного характера. Особое значение в тибетской иконописи приобрела схематическая картина вселенной — мандала.