Традиции зодчества Кореи

В Период трех государств I в. до н.э. - 668 г. н.э.- Когуре, Пэкче и Силла - буддизм понимался в аспекте магии. Сооружение храмов носило характер магического акта, призванного усилить государство. Архитектура буддийских храмов являлась зримым воплощением политического могущества. Распространение буддизма означало не только появление новой религии, но и привнесение новой концепции ритуального пространства. Пагода существенно отличалась большими размерами и роскошью от жилых помещений, она располагалась в центре городского ансамбля.

В период объединенного Силла (668-935) произошло утверждение буддизма в качестве государственной религии, что способствовало Лекция 38. Искусство Кореи

объединению страны и выработке художественных идеалов. Храмы строились для охраны государства, например, для защиты от вторжения танских войск. В основе храма лежали формы мандалы.

В градостроительстве царства Силла использовались принципы китайского зодчества. Подобно городам Китая, столица Кенджу получила четкий план, отражающий иерархическую структуру единого централизованного государства и его символическую соотнесенность с миром. В центре пересеченного прямыми магистралями города располагался обширный дворцовый комплекс. Монументальные здания возводились из дерева на облицованной камнем платформе, имели каркасную конструкцию; система кронштейнов поддерживала изогнутые черепичные крыши. В окружавших столицу буддийских комплексах — Камынса, Бондокса и Пульгукса, включавших множество близких по типу дворцовым сооружениям построек, нарядные каменные и деревянные пагоды, входные павильоны с покоящимися на аркадах лестницами, повторялась торжественность городских ансамблей. Храм Пульгукса был построен в честь родителей Кима Дэсона (первый министр). Композиция храмового комплекса образована путем многочисленных пристроек и дополнений - на территории имеются павильоны Будде Вайрочане, Аволокитешваре, пагоды Шакьямуни и Сокровищ.

Пещерные храмы строились в традициях индийских и китайских скаль­ных монастырей. Вырубленный в склоне горы и мастерски выложенный внутри гранитными плитами с рельефами буддийских божеств храм Соккурам (VIII в.) гармонией пропорций, одухотворенностью образов соперничал с культовыми комплексами танского Китая. Храм Соккурам также был связан с именем Кима Дэесона, посвященный его родителям в его предшествующем рождении. Каждый элемент этого храма, состоящего из квадратного и круглого залов, воплощал представление о вселенной, символизировал союз неба и земли. Стены круглого зала украшали пятнадцать плит с рельефами юных бодхисатв, прекрасных небожителей и погруженных в раздумье мудрецов. В центре зала на высоком пьедестале в форме лотоса высилась двухметровая фигура Будды Соккомони (Шакьямуни), композиционно и образно воплощая идеал совершенной духовной и физической гармонии.