Мастерство скульптуры в Корее

Корейская скульптура тоже испытала воздействие китайских эстетических норм. Однако корейские мастера умели вырезать в твердом зернистом граните тончайшие, гибкие, словно тающие в воздухе чистые линии. Собственно корейские пластические приемы откристаллизовались к кон. VII-VIII вв. в бронзовых каменных и деревянных статуях бодхисатв, воплотивших национальный идеал красоты. Развитие корейской скульптуры связано и с оформлением царских погребений; ведущие к захоронениям Лекция 38. Искусство Кореи

"Аллеи духов" обрамляли фигуры воинов, чиновников, животных, близкие китайским.

4. Искусство времени династии Корё

В X в. после кратковременного распада на ряд уделов страна объедини­лась под властью династии Корё (918—1392); столица была перенесена в Кэгён (ныне Кэсон). Широкие контакты с Китаем, Японией и Ираном ока­зали благотворное влияние на развитие зодчества, изобразительного и при­кладного искусства. Важную роль стали играть учения буддийских сект, от­вечающие пантеистическим миропредставлениям, особенно секты Сон (Чань).

Идеалы красоты нашли наиболее полное воплощение в органичной слитности с природой горных храмов, живописной стройности пагод, в текучих линиях и растительных мотивах орнамента знаменитой корейской керамики. В создании архитектурного образа все большее значение приобретало содружество декоративно-пластических форм — каменных фонарей и ступ, венчанных изогнутыми крышами, которые внесли национальный колорит в систему дальневосточных образов.

Наиболее крупным и значительным храмом династии Корё является храм Хыванса (строился с 1056 по 1068 гг.), состоявший из многочисленных зданий. Тринадцатиярусная пагода этого ансамбля была снаружи покрыта золотом, а во внутренних помещениях - серебром. Храм ориентирован на юг. Основное ядро комплекса имеет трехчастную структуру. Центральная часть вычленена галереями, причем ее южная галерея слегка выступает по отношению к южным галереям боковых дворов. В южной части централь­ного двора размещались две восьмигранные деревянные пагоды, фланкирующие подходы к главному павильону. На одной оси (юг-север) с главным павильоном находился учебный павильон, замыкающий контур галерей с севера. Позади учебного павильона обнаружены остатки небольшого сооружения, назначение которого не выяснено. Боковые приделы вмещают по два сооружения приблизительно одинаковых размеров с главным павильоном. Однако эти здания расположены не на одной оси, а с уступом по отношению друг к другу. Существование галерей, обрамляющих боковые приделы, остается также невыясненным. Восточный двор более узкий, чем западный. Вокруг основного ядра обнаружены остатки различных построек, из которых наибольший интерес представляет довольно крупное здание в юго-западном углу участка, а также небольшое сооружение в западной части, обнесенное по периметру небольшой галереей.

Раскопки на месте Хыванса показали, что композиция центрального ядра этого храма в основном соответствовала схеме «один главный павильон — две пагоды». В то же время работы, проведенные в 1986 г. на месте храма Манбокса близ Намвона, показали, что при постройке этого храма была использована когурёская схема «три павильона — одна пагода». Таким Лекция 38. Искусство Кореи

образом, можно видеть, что в архитектуре храмов Коре применялись планировочные приемы, разработанные на разных исторических этапах.

Своеобразие храмовой архитектуры периода правления Корё состоит в том, что колокольный павильон перемещается на главную ось храма и возводится на два уровня. В нижнем, цокольном этаже, устраивается проход, и таким образом павильон начинает выполнять функции ворот. В верхнем размещается канонический набор музыкальных инструментов, используемых для призывов на молитву. Алтари божеств местных культов (обычно небольшие по размеру) располагаются на периферии храма.

Обостренное чувство природы с необычайной полнотой проявилось в изделиях корейского декоративно-прикладного искусства, особенно керамики, которая поднялась до высот, едва ли достигнутых даже в Китае. Керамистам Кореи удалось донести до зрителя опущение жизненности изображенных ими цветов и плодов, выявить в узорах гармонию природных созвучий. Изысканной, чарующей красотой отличаются гладкие сосуды без декора, скульптурные изделия в форме животных и плодов, покрытые зеленовато-голубой глазурью, а также знаменитая керамика сангам, с тончайшей инкрустацией черной и белой глинами.