Искусство в государстве Чосон

Почти столетнее господство монголов на территории Кореи затормозило развитие ее культуры. Лишь в кон. XIV в. страна вновь объединилась как государство Чосон со столицей в Хапсоне (ныне Сеул) под властью династии Ли, которая правила до нач. XX в. Чосон (букв. — утренняя красота, чаще — страна утренней свежести) - это одно из названий Кореи. Входит в название КНДР (Чосон минджуджуый инмин конхвагук). Смена династии Корё на династию Ли ознаменовала начало антибуддийских настроений и переориентацию на конфуцианство.

Архитектура буддийских храмов этого периода развивается в своеобразной оппозиции архитектуре конфуцианских академий (хянга) и школ (совон). Буддизм сближается с народной культурой, и поэтому в архитектуре начинают проявляться черты народной праздничности. Живописная планировка буддийских храмов контрастирует с рациональностью и пуританством конфуцианской архитектуры.

В XV-XVI вв. с утратой буддизмом своих главенствующих позиций и усилением роли конфуцианства более интенсивно развивалась светская архитектура. Пышно и торжественно застраивалась столица, обнесенная мощной крепостной стеной и напоминающая регулярностью планировки китайские столичные города периода правления династии Мин. Масштабы строительных замыслов выразились в композиции королевских дворцовых комплексов Кёнбоккун (XIV-XIX вв.) и Чхандок-кун (XV-XVII вв.), включавших административные здания, театральные павильоны, беседки, сады с озерами, островами и водопадами. Выстроенные по образцу китайских, они отличались такими особенностями, как введение в Лекция 38. Искусство Кореи

деревянную конструкцию подпирающих балки гранитных столбов, а также подчеркнуто высокими крышами.

В системе изобразительных искусств XV-XVII вв. ведущее место заняла живопись. Мастерство владения кистью стало рассматриваться как одна из конфуцианских добродетелей. В кон. XIV в. была основана придворная Академия живописи, к XV в. сложились основные жанры корейской живописи, близкие китайским. Картины-свитки писались на шелке и бумаге тушью и минеральными красками. Однако выше всего ценилась живопись черной тушью с ее богатством оттенков, нежностью нюансов, силой каллиграфического письма. Крупнейшими художниками были Ли Ген и Кап Хиан, которых вдохновляли произведения китайских пейзажистов сунского периода, Ли Ам и Чон Сок, работавшие в жанре "цветы-птицы". Параллельно с официальным направлением в творчестве художников-дилетантов развивалось более вольное направление со свободной манерой письма, позволявшей передавать через образы природы тонкие и сложные поэтические ассоциации. В XVII в. развитие городской жизни отразилось в появлении в живописи ярко характерных народных сценок.

Заметно расширился круг изделий художественного ремесла. В формах и узорах керамики появилась большая живописность, эскизность, как бы продиктованные игрой самой природы. В XV-XVI вв. наряду с керамикой начал производиться белоснежный фарфор и фарфор с росписью кобальтом. Особое распространение в период Ли получило производство расписных и инкрустированных перламутром лаковых изделий и мебели, в которых красота фактуры дерева сочеталась с узорчатыми украшениями из металла. Подносы, столики, шкатулки и сундуки привлекают мастерством исполнения и совершенством форм. Корейское народное искусство и в колониальный период сохраняло национальные традиции.