Своеобразие национальной культуры Японии. Географический фактор

Искусство Японии — маленькой, но необычайно активной страны — развивалось в специфических условиях ее островного положения и природных особенностей. Омываемые Тихим океаном и его морями Лионские острова (крупные — Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку— и множество мелких) вытянулись дугой с северо-востока на юго-запад вдоль восточной окраины Азиатского материка. Стихийная изменчивость океана, часто насылающего на побережье цунами, драматическая живописность таящих в себе постоянную угрозу вулканов и гор, драгоценность малого количества пригодной для возделывания земли сыграли важную роль в формировании психологии и эстетических взглядов японцев. Опасность землетрясений, вулканических извержений, наводнений, равно как и высокая влажность воздуха, подвергавшая вещи быстрому разрушению, приучила людей довольствоваться ограниченным числом легких и удобных для переноски предметов, содействовала изобретению рациональных,

_______________________ Лекция 39. Искусство Японии (4 часа лекции)_________________________

рассчитанных на частые перестройки конструкций. Естественная водная преграда помогала Японии долгое время оставаться неприступной, не знающей вторжений извне. Однако близость к материку позволила японцам — искусным мореплавателям — уже в древности установить контакты с Китаем и Кореей, что облегчило и ускорило развитие собственно японской культуры.

На основе китайской письменности, заимствованной в IV-V вв., со вре­менем сложилось японское письмо, сочетающее иероглифы и слоговые зна­ки, - капа. Воспринятые из Китая философские и эстетические учения пе­реосмыслялись применительно к образу жизни и традиционным представле­ниям японцев. Эта способность к усвоению чужих идей и образов для созда­ния собственных духовных ценностей отличает все японское искусство.

Особенности мышления древнейших обитателей японских островов, поклонявшихся властвующей над человеком природе, осознававших упорядоченность ее ритмов, грозность ее стихий, проявились в ритуальной неолитической керамике дзёмон, поражающей мощью форм предназначенных для магических обрядов сосудов — погребальных урн, блюд, кубков, курильниц и причудливой фантастичностью орнамента из налепленных глиняных жгутов.

В сер. I тыс. до н.э. в Японию с материка переселились племена, ко­торые умели сеять рис и плавить бронзу, пользоваться ткацким станком и гончарным кругом. Изготовляемая ими простая глиняная посуда утратила культовое значение. Ритуально-магические функции перешли к драгоценным изделиям из бронзы - зеркалам, мечам, массивным колоколам — дотаку.

Во всех видах зодчества основным строительным материалом служило дерево, а конструктивной основой — сейсмически устойчивый каркас из неглубоко врытых в землю столбов и поперечных балок. Выразителем главных духовных ценностей японского народа стала архитектура. В простых, с четкими линиями формах дворцов и храмов, жилищ и хозяйственных построек, органично включенных в окружающий ландшафт, воплотилось присущее японской эстетике и определяющее взаимосвязь всех искусств стремление к гармонии с природой.