Религиозный фундамент японской художественной культуры

Вслед за возникновением крупных племенных союзов первобытные ве­рования японцев оформились в религиозно-мифологическую систему син­тоизма. С культом божеств, населяющих природу и покровительствующих сельскому хозяйству, связано строительство массивных, приподнятых на сваях амбаров — кура, перед которыми приносились жертвы богам. Стиль адзэкура положил начало длительной архитектурной традиции, на основе которой в первых веках нашей эры сложился тип синтоистских святилищ, получивший классическое выражение в культовых ансамблях Исэ и Идзумо на о. Хонсю. Простые, прямоугольные в плане святилища представляют со-

_______________________ Лекция 39. Искусство Японии (4 часа лекции)_________________________

бой комплексы идентичных, из неокрашенного дерева построек без окон, с толстыми, из прессованной коры кипариса крышами, подобно амбарам, возведенных на столбах и окруженных открытыми галереями. В пустом ин­терьере храма, где, как считалось, обитали невидимые духи природы, поме­щались лишь священные символы силы и могущества божеств — меч, зерка­ло и когтеобразное украшение "магатама". Живописную дорогу к святилищу — путь очищения отмечали ворота — тории.

С образованием в центре о. Хонсю первого японского государства Ямато и проникновением с континента культа предков и даосско- конфуцианских идей о дуальных силах вселенной связано создание в IV-VI вв. нового типа сооружений — грандиозных царских курганов "кофун" в виде искусственных зеленых островов, обведенных рвом с водой; их форма, сочетающая наподобие замочной скважины круг и квадрат (знак союза Неба и Земли), как и графические узоры с космогонической символикой внутри погребения, соответствовала представлениям о вечности мироздания.

Возведение курганов повлекло за собой развитие погребального искусства; предметы утвари и необычайно выразительные глиняные скульптуры — ханива предназначены были сопровождать и символически защищать правителя в его загробной жизни.