Периоды Асука и Нара. Буддизм в японском искусстве

Периоды Асука (552—645) и Нара (645—794) ознаменованы вступле­нием Японии в эпоху феодализма и созданием государства с сильной цент­рализованной властью, укреплению которой способствовал распространив­шийся из Китая через Корею буддизм. Введение буддизма содействовало расширению контактов со странами Азии. В искусство Японии с VI в. вошли формы и образы буддийской архитектуры и пластики. Храмы, пагоды, мо­настыри, типы которых сформировались в Китае и Корее, первоначально отличались от своих предшественников более скромными размерами.

Особенности японского раннефеодального деревянного буддийского зодчества ясно видны в архитектуре монастыря Хорюдзи, основанного в нач. VII в. близ современного города Нара. Живописно распланированный в коль­це зелени и ограде невысоких стен ансамбль культовых зданий с возвышающимися посреди центральной прямоугольной площади главными святынями — пятиярусной, плавно устремленной вверх пагодой и "Золотым залом" — Кондо с двухъярусной крышей — соединял непривычную для воспитанной на строгих формах синтоистских святилищ японского художественного сознания яркую праздничность внешнего оформления (мраморные платформы, краснолаковые колонны, серо-голубые изогнутые черепичные кровли) с праздничностью торжественного внутреннего убранства.

Образно богаче и сложнее древней была и раннесредневековая скульптура, предназначенная для алтарей деревянных буддийских храмов

_______________________ Лекция 39. Искусство Японии (4 часа лекции)_________________________

(пещерное зодчество в Японии не получило развития). Привезенная с континента или выполненная на месте по китайским и корейским образцам, она отличалась декоративной изощренностью форм и цвета. Выполненные из бронзы или покрытого золотыми пластинами твердого дерева статуи буддийских божеств излучали мягкое сияние в полумраке храма. Созданные в VII в. под воздействием раннесредневековой китайской пластики первые японские изображения Будды и бодхисатв характеризуются самопогруженностыо образов, фронтальностью и скованностью поз, удлиненностью пропорций, простотой и геометрической строгостью линий.

В VIII в. с утверждением единого централизованного феодального государства развернулось строительство первой стабильной японской столицы Хэйдзё (Нара). Возведенный по китайскому образцу город имел прямоугольный план, ориентированный по сторонам света и разделенный главной магистралью на западную и восточную части, регулярно прорезанные улицами на кварталы — "те". В ансамбле столицы наряду с комплексом императорского дворца важнейшее место заняли буддийские монастыри, архитектура которых к этому времени достигала особой торжественности и мощи. Главной святыней города был воздвигнутый в 743­752 гг. монастырский комплекс Тодайдзи — "Великий храм Востока", вместивший огромный (50 м в высоту и 90 м в длину) храм Дайбуцудэн — "Зал Великого Будды" с 16-метровой бронзовой статуей Ваирочаны (Русяна). К монастырю вела прорубленная в лесной чаще аллея, завершенная центральными "Южными воротами" — Нандаймон; вход в храм фланкировали две стометровой высоты деревянные пагоды. В четкой симметрии плана Тодайдзи, в больших масштабах храмовой площади, в торжественной праздничности конструкций и цветового оформления его зданий выразился величавый пафос идеалов эпохи.

В VIII в. с укрупнением храмов, расширением их интерьеров изменился и характер буддийской пластики. Статуи высших божеств, утратив аскетиче­скую скованность и застылость, обрели пластическую округленность форм и большую свободу в передаче движения. Тяготение к гигантским масштабам объясняется изменившимся представлением о Будде, который раньше отождествлялся с монахом-праведником, а теперь приравнивался к солнцу, центру вселенной. Монументальный стиль скульптуры периода Нара пре­дельно выявлен в упомянутой огромной и торжественной статуе светозарно­го космического Будды-Русина монастыря Тодайдзи. Важное место в скульптурном убранстве храмов заняли выполненные из глины и ярко рас­крашенные экспрессивные изображения полубогов — защитников входа в святилище, царей—охранителей стран света. Поиски острой характерности проявились и в рельефах на темы событий из жизни Будды-Шакьямуни. На­пример, в рельефе, вмонтированном в пьедестал пагоды монастыря Хорюдзи, изображающем сцену нирваны, выразительно передано экзальтированное отчаяние монахов, оплакивающих усопшего Будду.

_______________________ Лекция 39. Искусство Японии (4 часа лекции)_________________________