Период Хэйан. Особенности планировки горных монастырей

Длительный и сложный период Хэйан (794—1185), названный (так же как Асука и Нара) по имени новой столицы — Хэйан-кё (ныне Киото), вошел в историю страны как время ослабления связей с континентом и расцвета самобытной японской культуры, что проявилось в развитии японской письменности, становлении национальных жанров повести, романа, лирического пятистишия — танка. Поэтическое восприятие мира пронизало все виды творчества эпохи Хэйан, видоизменило стиль средневекового японского зодчества, определило особенности буддийской пластики.

В IX-X вв. с распространением сект эзотерического буддизма Тэндай и Сингон особое значение приобрело строительство расположенных среди леса горных монастырей. Симметрию и анфиладность планировки ансамблей периода Нара сменили живописность и естественность включения зданий в окружающий ландшафт, взаимодействие развернутых в пространстве архи­тектурных и природных форм. Художественная выразительность монастырей (например, Конгобудзи близ Хэйана, 816) строилась на смене картин живой природы.

В планировке дворцов и городских усадеб периода Хэйан ярко прояви­лись черты средневекового бытового уклада и вкусов местной аристократии. Для хэйанского императорского дворца характерно выделение главного це­ремониального зала типа синдэн, возведенного по древней японской тради­ции на сваях, покрытого толстой крышей из темной коры и обрамленного с двух сторон галереями. Лишенное перегородок внутреннее пространство воспринималось как единое целое. Главную площадь ансамбля в южной ча­сти завершал пейзажный сад с озерами, островами, мостами и скалами. С этого времени сад при доме стал характерным признаком японской архитек­туры.

В XI-XII вв. синдэн обогатил новыми чертами стиль буддийских храмов. С широким развитием учения о западном рае — сукхавати по всей стране началось сооружение небольших, нарядных, воспроизводящих образ прекрасного райского дворца храмов с озерно-островным садом перед фасадом. Одним из самых изысканных был Храм Феникса в ансамбле монастыря Бёдоип, перестроенный в сер. XI в. из дворцового здания. Изысканность убранства, естественная красота озера с островками и ок­ружающего парка отличают его от торжественной строгости нарского зодчества. Мистические ритуалы сект Тэндай и Сингон, в которых буддийские представления сплелись с индуистскими и синтоистскими, вызвали бурное развитие японской пластики. В алтарные композиции вошли образы божеств, духов, демонов-охранителей, нередко многоголовых и многоруких, отождествлявшихся с изобилием, щедростью и жестокостью природы. Впервые пластическое выражение получили образы древнеяпонских божеств, близкие к канонизированным портретам патриархов и одновременно наделенные чертами облика светских персонажей. Излюбленными материалами скульпторов стали дерево и сухой

_______________________ Лекция 39. Искусство Японии (4 часа лекции)_________________________

лак. Статуи многоликих и многоруких божеств составляли из отдельных брусков, приращенных к основному объему. Лак в сыром виде наносили на ткань или кожу, натянутые на деревянную или глиняную модель. После высыхания лака основа вынималась, оставшаяся твердая и прочная лаковая оболочка раскрашивалась в яркие цвета.

Непременной принадлежностью пышных ритуалов и храмовых мисте­рий были и монументальные гротесковые маски, закрывавшие лицо или всю голову, а также написанные красками иконы — мандала.

Эстетические взгляды времени ярче всего выявились в придворной жи­вописи Ямато-э, сложившейся к XI-XII вв., в пору расцвета утонченной столичной культуры Хэйана. Живописцы оформляли быт хэйанской знати, расписывали ширмы, веера, украшали буддийские сутры, почтовую бумагу, а главное — иллюстрировали литературные произведения: романы, дневники, эссе, путевые заметки. Отличающее эпоху поэтическое мировосприятие с особой остротой воплотилось в иллюстрациях романа писательницы Мурасаки Сикибу Тэндзи-моногатари" ("Повесть о принце Гэндзи"). Созданные в XII в., спустя сто лет после написания романа, горизонтальные свитки — эмакимоно дали свое осмысление текста. Следуя за главами, они включили множество сцен, посвященных жизни и взглядам японской знати. Для художника — Фудзивара Такаёси — важным было не столько развитие сюжета, сколько выявление душевного состояния героев, атмосферы печали, навеянной буддийской идеей о бренности мира; он как бы проникал взглядом вглубь дворцовых покоев, чему способствовала ставшая характерной для японской средневековой живописи композиция с высокой точкой зрения, получившая наименование "снятой крыши".

Расцвет декоративного искусства в VIII-IX вв. большей частью был связан с оформлением буддийских храмов, изготовлением храмовых балдахинов, курильниц, фонарей. Стиль керамических и лаковых изделий, узоров тканей в период Нара во многом диктовала скульптура с ее монументальностью, уравновешенностью, четкостью ритмов. Произведения XI-XII вв. отражают вкусы хэйанской аристократии, усложнение духовных потребностей образованных людей. Изысканной красотой отличаются все детали сложной придворной одежды, тщательно оформленная, тисненая, присыпанная золотой и серебряной фольгой бумага для записи сутр, переписки стихов, ярко окрашенные, инкрустированные перламутром гладкие лаковые чаши, шкатулки, сундуки, столики, которые высвечивались драгоценным блеском в полумраке японских комнат.