Искусство периода Муромати

В период Муромати (1333—1575), когда к власти пришли сегуны из ро­да Асикага, расположившиеся в старой столице Киото, воздействие дзэн- буддизма на японскую духовную культуру сказалось не только в культиви­ровании строгости и простоты жизни, но и в привнесении в нее нот изяще­ства и поэзии, связанных с религиозно-философской идеей приобщения к вечной в своей изменчивости красоте природы. В зодчестве парадный стиль синдэн сменился более интимным стилем сёин с его поэтизированием утили­тарности, непосредственной связи с природой. Из дворцовых комплексов исчезли парадная площадь перед фасадом главного здания, широкие рукава галерей; просторные залы сменились рядом небольших помещений. В ком­натах появились ниши — токонома, предназначенные для свитка живописи и символического букета цветов — икэбана, в стены стали встраиваться книжные полки. Важным новшеством было введение раздвижных стен — сёдзи и скользящих перегородок — фусума, благодаря которым интерьер дома мог сужаться и расширяться, объединяться с пространством примыка­ющего сада.

Особенности архитектуры XIV-XV вв. воплотились в небольших деревянных сооружениях, полудворцах-полухрамах, составлявших части загородных резиденций. Таков знаменитый "Золотой храм" — Кинкакудзи в Киото, основанный в 1398 г. как дворец сегуна, а в 1408 г. превращенный в монастырь. Свое название он получил по цвету трехъярусного "Золотого павильона" — Кинкаку, второй и третий этажи которого снаружи первоначально были покрыты тонкими пластинками листового золота, а позднее окрашены золотой краской. Стоящий на берегу озера, легкий и стройный павильон органично соединялся с большим тенистым садом. Благодаря нависающей над прудом открытой веранде еще более естественно включен в ландшафт сада со скалами и холмами "Серебряный павильон" — Гинкакудзи в ансамбле Хигасия-ма-дэн, основанный в 1480-х гг. как загородный дворец, а затем вошедший в монастырь Дзисёдзи.

Искусство сада — своеобразный вид японского художественного творчества — возникло под влиянием пантеистического учения секты Дзэн с ее проповедью приобщения к красоте вселенной для достижения внутренней гармонии. Сады стали непременной принадлежностью дзэнских храмов, со­ставляли естественную часть дома. Секретами устройства сада владели дзэнские монахи, основной задачей которых являлось создание на небольшом клочке земли сада-картины, порождающей иллюзию большого пространства, позволяющей человеку в маленькой перенаселенной островной Японии погрузиться в идеальный мир, отчуждающий от житейской суеты. Иллюзия пространства по-разному достигалась в садах мхов, песка, камней ("сухой сад" — в монастыре Рёандзи в Киото), в садах ровных, спокойных или холмистых, напряженных по своему ритму. Прихрамовые сады предназначались для созерцания из интерьера. В XV- XVII вв. при уединенных, отведенных для дзэнского ритуала чаепития

_______________________ Лекция 39. Искусство Японии (4 часа лекции)_________________________

(тяною) хижинах возникли сады, которые планировались с таким расчетом, чтобы проходящие по их неровным каменным дорожкам участники церемонии могли отключиться от мирских забот. Естественный вид сада с каменными фонарями, колодцем для омовения рук гармонировал с подчеркнутой скромностью затаенного в его глубине павильона— тясицу, располагал к созерцанию.

Одновременно с искусством японских садов в XIV-XVII вв. сложился стиль монохромных пейзажных свитков и росписей. Нередко одни и те же художники оформляли и сады и интерьеры. В творчестве ведущих мастеров живописи суйбоку-га — Дзёсэцу, Сессю, Соами, обучавшихся в дзэнских монастырях, картины огромной, бескрайней, пустынной природы поражают своей эпической мощью и пространственной широтой, символическим обобщением вселенной в каждом ландшафте. Воспринявшие образную систему китайских пейзажистов, японские художники XIV-XV вв. рас­ширили возможности монохромной живописи, внесли в нее новые эмоцио­нальные ноты.

В нач. XVI в. живопись вышла за пределы дзэнских монастырей. При­дворные художники школы Кано — Кано Масанобу, Кано Мотонобу — на­шли пути сближения китайской и японской традиций, соединения моно­хромной воздушности суйбоку-га с декоративной праздничностью и цвето­вой насыщенностью Ямато-э.

Изменения в социальной и духовной жизни Японии в периоды Камакура и Муромати повлияли и на характер декоративно-прикладного искусства. В строгой красоте оружия — мечей с цубами, в яркой отделке шлемов и кольчуг, седел и сбруи, украшенных пейзажными мотивами, изображениями цветов и трав, проявились вкусы новой эпохи.

Художественные ремесла периода Муромати основывались на эстетических идеалах, сложившихся в дзэнских монастырях и при дворах правителей. Ритуал чаепития повлек за собой возникновение множества предметов, олицетворяющих духовный смысл церемонии. В грубоватой прелести железных котелков, в нарочитой простонародности керамики претворились введенные в этот период эстетические принципы ваби и саби. На основе дзэн-буддистской художественной концепции югэн сложилась эстетика театра Но, расцветшего в XIV-XV вв.