Искусство в эпоху Момояма

С прекращением долгое время терзавших страну междоусобиц в эпоху Момояма (1573—1614) в Японии наступил длительный период мира. Ук­репление молодого и энергичного купечества, поддержкой которого теперь пользовалась военно-феодальная верхушка, сопровождалось демократиза­цией вкусов, взглядов и понятий. Еще в кон. XVI в. отчетливо проявилась тенденция к переосмыслению духовных ценностей, переходу от религиозно­го сознания к светскому. В искусстве возросло стремление к яркой декора­тивности, пышной зрелищности.

_______________________ Лекция 39. Искусство Японии (4 часа лекции)_________________________

Идея утверждения могущества новых правителей Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси воплотилась в небывалых по величине, победно возносящих свои дозорные башни замках феодалов. В их архитектурных формах, планах и конструкциях объединились черты и приемы крепостного зодчества, заимствованные из Китая и европейских стран, — циклопическая каменная кладка трапециевидных, наподобие усеченной пирамиды цоколей, система оборонительных стен с зарешеченными бойницами и обитыми железом воротами, — и особенности японской деревянной архитектуры, такие как изогнутые, с высоким выносом крыши. Один из самых замечательных памятников этого типа представляет основанный в 1580 г. и расширенный в 1600 г. "Замок белой цапли" — Хакуюдзё в Химэдзи. Это сложный, нерегулярный в плане комплекс, построенный по принципу "холм на равнине" (деревянное здание на высоком каменном пирамидальном основании), с несколькими дворами, воротами-ловушками, лабиринтом коридоров и помещений, наземными и подземными этажами, тайными переходами и тремя белоснежными башнями, сгруппированными вокруг главной башни.

С утратой замками в нач. XVII в. их крепостного, оборонного значения главная роль в ансамбле перешла к парадным и жилым покоям. Обширные комплексы резиденций сегунов строились в стиле сёин, но состояли из мно­жества асимметрично размещенных в пространстве, соединенных зигзагом, пышно декорированных внутри павильонов. Устланные циновками (татами) помещения, разделенные скользящими перегородками, располагались на разных уровнях, подобно пологой лестнице, как бы перетекая одно в другое, и завершались главным приемным залом со своего рода сценической площадкой в глубине — местом для хозяина (замок-дворец Нидзё в Киото, основан в 1602).

Просторным, погруженным в полумрак дворцовым интерьерам более всего соответствовала декоративная живопись школы Кано. Исполненные густыми и сочными красками на золотых фонах композиции цветов, деревьев и птиц обобщали представления об эстетической сущности природы. Мо­нохромные свитки с их неяркой красотой сохранили свое значение в пави­льонах, служивших для уединения и духовного сосредоточения. К кон. XVI в. полностью сложились правила чайной церемонии, тщательно продуманные детали которой создавали эстетически единое целое.

Скромной естественности предметов чайного ритуала противопоставлялась праздничная пышность светской утвари, украшавшей интерьеры и быт дворцов и богатых городских домов. В XVI в. особенно красочно оформлялись изделия из лака, сочетавшие роспись золотом и инкрустацию перламутром. Золото как необходимая принадлежность парадной жизни вводилось в узоры тканей, одежд.

_______________________ Лекция 39. Искусство Японии (4 часа лекции)_________________________