Лекция 40. Общая характеристика искусства Античности (2 ч.)

Искусство античного мира свое название получило в XV в. от латинского «антиквус», что означает «древний». Под этим термином в современном искусствознании принято объединять архитектуру и изобразительное искусство Древней Греции и Древнего Рима с VIII в. до н.э. по IV в. н.э.

Искусство античного мира не возникло внезапно. Этапы художественного творчества эллинов и римлян покоятся на мощном фундаменте художественных традиций иных эпох. Для Древней Греции это искусство мастеров критского государства и ахейских племен на территории Балканского полуострова (XXX-XII вв. до н.э.). Для Древнего Рима - искусство этрусских племен, а шире - искусство доримской Италии (III тыс. до н.э. - IV в. до н.э.). Кроме того, следует помнить, что искусство античности обрело свою уникальность не без влияния на него в разное время культур египтян, финикийцев, ассирийцев, галлов, германцев, кельтов, иберов и др.

Несмотря на сложную эволюцию и метаморфозы, античный мир с успехом породил такой мощный художественно-культурный феномен, который способствовал кристаллизации всей современной культуры, особенно, культуры европейской.

Искусство Древней Грег^ии, сыгравшее важнейшую роль в развитии культуры и искусства человечества, было определено общественным и историческим развитием Греции. В Греции сложились первые в истории принципы демократии, давшие возможность развиться смелым и глубоким идеям, утверждавшим красоту и значительность человека.

Греческие племена, населявшие южную часть Балканского полуострова, многочисленные острова Эгейского моря и узкую прибрежную кайму малоазийского побережья, создали небывалые по своему богатству и многогранности изобразительное искусство и архитектуру.

Греческие племена и племенные союзы населяли разделенные крутыми хребтами гор долины, рассыпанные по морю острова. При переходе к классовому обществу они образовали ряд небольших городов-государств, так называемых полисов. По сравнению с огромными рабовладельческими деспотиями Древнего Востока, объединившими под своей властью много

_______________ Лекция 40. Общая характеристика искусства Античности (2 ч.)__________________

разных племен и народов и сконцентрировавшими огромные материальные ресурсы, греческие города-государства были очень малы. Полис, то есть город и прилегающая сельская округа, часто насчитывал лишь несколько тысяч семей. Несмотря на наличие многочисленных экономических, политических, культурных связей, полисы были независимыми государствами и вели каждый свою политику.

В Древней Греции сложилось искусство, проникнутое верой в красоту и величие человека — гражданина полиса.

История Древней Греции и соответственно история греческого искусства прошла следующие ступени своего развития.

1. Так называемая гомеровская Греция (XII—VIII вв. до н. э.) — время распада родовой общины и зарождения полисных отношений. На этот период приходится развитие эпоса и появление первых памятников изобразительного искусства.

2. Архаика, или период образования рабовладельческих городов- государств (VII—VI вв. до н. э.). История архаического искусства в основном была историей преодоления старой художественной культуры родового общества и постепенной подготовки принципов классического искусства, которое утвердилось в дальнейшем, в V в. до н. э.

Именно в период архаики складывается система архитектурных ордеров (дорического и ионического), которая легла в основу всего дальнейшего развития античной архитектуры. В этот период складываются типы основных архитектурных сооружений греческого полиса - храмы, булевтерии, пританеи, гимнастии, и т.д. В это же время расцветает повествовательная сюжетная вазопись и постепенно намечается путь к изображению в скульптуре прекрасного, гармонически развитого человека. От древнейшего периода культуру архаики отличают также возникновение и расцвет лирической поэзии, чрезвычайно важной для сложения греческого реализма, появление которой связано с выделением личности из рода и интересом к миру личных чувств человека.

3. Классика, пли период расцвета греческих городов-государств (V и большая часть IV вв. до н. э.). Это — период расцвета античного общества. Для этого времени характерен рост гражданского самосознания, активное участие в общественной жизни массы свободного населения. Классика — это время высокого расцвета философии, важных естественно-научных открытий, блестящего развития поэзии и в особенности драмы, высочайшего подъема в архитектуре и изобразительном искусстве. Центром развития классической эллинской культуры стали в основном Аттика, северный Пелопоннес, острова Эгейского моря и отчасти греческие колонии в Сицилии и южной Италии — так называемая Великая Греция. В конце этого периода (IV в. до н. э.) наступает кризис древнегреческого полиса, что во второй половине IV в. вызывает кризис искусства классики.

Время наивысшего расцвета древнегреческого искусства в «эпоху Перикла» продолжалось примерно также четыре десятилетия — с 450 по 410 гг. до н. э. Художественные создания периода высокой классики отличались

_______________ Лекция 40. Общая характеристика искусства Античности (2 ч.)__________________

героической величавостью, монументальностью и гармоничностью человеческих образов и одновременно жизненной непринужденностью, естественностью и простотой. В эти годы творили великие мастера греческого искусства — скульпторы Фидий и Поликлет, зодчие Иктин и Калликрат.

4. Эллинистический период (конец IV—I вв. до н. э.) — период образования больших империй, эллинистических монархий. Собственно эллинистическим искусством называется искусство Материковой Греции и прилегающих к ней островов Эгейского архипелага, Малой Азии (главным образом Пергамского царства), Родоса, Сирии (западная часть государства Селевкидов) и Египта. При несомненных и очень существенных чертах общности искусство каждой из этих областей отмечено также чертами своеобразия. Это своеобразие определялось особенностями экономического, политического и культурного развития каждого из государств, а также значением местной художественной традиции. Так, в эллинистической Греции сохранение общественных и художественных традиций классической эпохи определило более тесную, нежели где-либо, связь искусства с классическими образцами. В значительно меньшей степени эта связь ощущается в художественных памятниках Пергама и Родоса — здесь признаки эллинистического искусства как нового этапа в истории искусства получили наиболее отчетливое выражение. В искусстве эллинистического Египта сильнее, чем в каком-либо из названных государств, заметны черты синкретизма форм греческого искусства с местной художественной традицией.

Процесс образования отдельных местных художественных школ проходил при наличии теснейших культурных связей между ними, чему способствовали, например, частые переезды художников из одного государства в другое. Сходство социальных условий в сочетании с художественными связями было причиной того, что при всей своей сложности и многогранности культура эллинистического мира отмечена чертами целостности, поскольку она отражала специфические черты определенного периода в развитии античного рабовладельческого общества.

В целом искусство эллинизма разделяется на два основных этапа. Время от конца IV в. до н.э. до начала II в.до н.э. (ранний период элинистического искусства) и время II-I вв. до н.э. (поздний период).

Памятники древнегреческого искусства доставляют огромное эстетическое наслаждение и остаются актуальными, важными и по сей день. Однако произведения греческого искусства, сохранившиеся до наших дней, — это лишь ничтожная часть былого богатства. Произведения ряда крупнейших мастеров Греции не дошли до нашего времени в подлинниках. О значительной части памятников мы можем иметь представление лишь по мраморным копиям, выполненным древнеримскими мастерами. В эпоху расцвета Римской империи (I—II вв. н. э.) римляне стремились украшать свои дворцы и храмы копиями с прославленных греческих статуй и фресок. Так как почти все крупные греческие бронзовые статуи были переплавлены в

_______________ Лекция 40. Общая характеристика искусства Античности (2 ч.)__________________

годы гибели античного общества, а мраморные—в большей своей части разрушены, то часто только по римским копиям, можно судить о ряде шедевров греческой скульптуры.

Греческое искусство было далеко не однородным в различных областях античного мира. Художники ионической школы, работавшие в городах Малой Азии и на островах Эгейского моря, создавали памятники, непохожие на те, что появлялись в мастерских дорических городов - Аргоса, Сикиона, Спарты. Своеобразные художественные произведения возникали в среде аттических скульпторов, вазописцев и зодчих. Эти отличия были свойственны мастерским, по существу близким территориально друг к другу. А между тем памятники эллинского искусства можно найти в различных районах Европы, отделенных десятками тысяч километров: в Испании и Средней Азии, в Африке и на северных берегах Черного моря.

Греческая живопись в подлинниках также почти не сохранилась. Большое значение имеют фрески позднеэллинистического характера (воспроизводящие иногда более ранние образцы), сохранившиеся в раскопанных из-под засыпавшего их пепла и лавы римских городах Помпеях и Геркулануме, а также некоторые фрески, найденные в развалинах древнего Рима, в Болгарии и в ряде других мест. До некоторой степени представление о монументальной живописи Древней Греции могут дать изображения на греческих вазах. Но греческие вазы, прекрасные по форме и украшенные росписью, удивительной как по своему реализму, так и по тонкому чувству формы сосуда, дошедшие до нас в большом количестве, сами по себе представляют высочайшую художественную ценность.

С конца I в. до н. э. ведущее значение в античном мире приобретает искусство Древнего Рима. В это время Рим становится мировой державой. Кризис рабовладельческой системы эллинистических государств, завершившийся римским завоеванием, привел к образованию более развитой формы рабовладельческого государства — римской военно- административной державы, основанной на более организованной и жестокой эксплуатации рабов и низших классов населения. Римское государство не было однородным по составу населения: в нем обитало множество племен и народов, стоявших на различном уровне социального и экономического развития, и это определило многие особенности римской культуры.

Римское искусство, явившееся последним этапом развития искусства античного рабовладельческого общества, было результатом творческой деятельности не только римлян. Оно сложилось в результате взаимодействия искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь— этрусков, с греческим искусством. Связь с греческим искусством осуществлялась сначала через Великую Грецию (греческие города-колонии на юге Италии и в Сицилии), затем она значительно усилилась в результате завоевания Греции Римом.

В дальнейшем некоторое значение в сложении римского искусства имело и искусство народов, вошедших в состав Римской империи, — галлов,

_______________ Лекция 40. Общая характеристика искусства Античности (2 ч.)__________________

германцев, кельтов, иберов и др., причем римское искусство и в этом случае не утрачивало своих наиболее существенных особенностей; вбирая в себя иногда очень разнородные элементы, оно сохраняло свое идейное содержание и единство художественной формы.

Искусство Древней Италии и Древнего Рима распадается на три основных периода:

1. Искусство доримской Италии (III тыс. до н.э.— III в. до н.э.). В первую очередь это искусство этрусков, во многом повлиявшее на становление собственно римской архитектуры и изобразительного искусства. От этрусков римлянам достались: регулярная планировка городов с ориентацией улиц по сторонам света, тип храма на высоком подии, построенного по принципу фронтальной осевой композиции, атриумный дом, гробницы в форме тумулуса, обычай создавать портретные изображения умерших предков, послуживший одним из толчков к созданию феномена римского скульптурного портрета.

2. Искусство Римской республики (VI — I вв. до н.э.) - период сложения и развития собственно римских форм и видов искусства. Мировосприятие римлян было более трезвым и практическим, нежели мировосприятие древних греков. В культуре огромной к тому времени военно-административной римской державы преобладание было на стороне тех видов искусства и наук, которые имели непосредственно практическое значение. Отсюда — ведущая роль официальной гражданской архитектуры в римском искусстве, отсюда — развитие в скульптуре индивидуального портрета и протокольно-повествовательного исторического рельефа, отсюда — исключительное развитие различных областей римского права и т. д. Напротив, в таких видах искусства, как монументальная скульптура и живопись, а также в поэзии римляне были менее оригинальны, и здесь сильнее выражена их зависимость от греческих и эллинистических образцов.

3. Искусство Римской империи (конец I в. до н.э. — IV в. н.э.) - время наибольшего расцвета в римском искусстве, роскоши в отделке монументальных сооружений, грандиозности размеров зданий, синтеза собственного искусства собственно римского государства и искусства римских провинций.

Итак, искусство античности представляет собой важнейший этап в развитии европейского и мирового изобразительного искусства и архитектуры. Наследие древних греков и римлян во все эпохи привлекало внимание людей, оно актуально и для современных жителей нашей планеты. В Средневековье, в эпоху Возрождения, в столетия нового времени художники видели в искусстве древних греков прекрасный образец, неиссякаемый источник чувств, мыслей, вдохновения.


ТЕМА 10. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ