Лекция 41. Типы общественных сооружений Древней Греции. Древнегреческие ордерные системы (4 ч.)

виду ой напоминал мегарон. Более сложным типом храма был простиль, у которого впереди антов стоял ряд колонн. Следующий тип храма - амфипростиль - имел колоннады по обеим торцевым сторонам (амфи - с обеих сторон). Самым распространенным типом храма в Древней Греции был периптер. У этого типа храма центральное закрытое помещение (наос) было обнесено рядом колонн («периптер» - с греч. - со всех сторон оперенный, «птерон» - крыло). Периптер, сложившийся к началу VII в. до н.э. господствовал в архаической и классической архитектуре. Колоннада, окружавшая храм, называлась «птерон» или «перистасис» (от греч. «пери» - вокруг, «стасис» - стояние, стоящий). Более сложным, чем «периптер» типом храма являлся дипгер. Это храм, окруженный не одним, а двумя рядами колонн. В псевдопериптере все или большая часть интерколумниев («интер»

- между, «колумна» - колонна) наружной колоннады полностью закрыта стеной, из которой колонны выступают лишь наполовину своего диаметра, становясь полуколоннами. В псевдодиптере второй (внутренний) ряд колонн отсутствовал, вследствие чего обход вокруг закрытого помещения храма, т.е. расстояние от наружных колонн до его стен, значительно шире обычного и приближается к двум интервалам между колоннами. Моноптер - круглый тип храма или здания общественного назначения, состоящий из одной колоннады и перекрытия над ней (перекрытие обычно было коническим). Фолос - круглое здание, состоящее из колоннады и закрытого помещения.

Главное внутреннее помещение храма, которое греки называли наос или CEKOC (по лат. - «целла»), представляло собой закрытую вытянутую в плане (прямоугольную) комнату, в которой стояла культовая статуя. Входом в наос служил пронаос, огражденные спереди чаще всего двумя колоннами, а с боков - стенами, торцы которых обработаны в виде антов. Позади целлы или в глубине ее часто устраивался Адитон («недоступный», «священный»)

- помещение, сообщающееся с наосом. С другой стороны относительно целлы в храме находилось помещение, носившее название опистодом (от греч. «описто» - «позади»), Опистодом был отделен от наоса глухой стеной. Опистодом служил местом хранения храмовой утвари и храмовых приношений.