А) храм Зевса в Олимпии (архитектор Либон из Элиды; 460-450 гг. до н.э.)

Храм Зевса в Олимпии завершил в метрополии формирование общегреческого типа дорического храма и положил начало индивидуальной трактовке каждого сооружения. Этот храм представляет собой один из лучших примеров строгого, мощного дорического ордера ранней классики. Храм был сооружен после победы греков над персами в битве при Платеях в 479 г. до н.э. на средства из взятой при этом добычи. К настоящему времени храм почти полностью разрушен землятресениями. Его архитектурный облик стало возможно реконструировать благодаря многочисленным описаниям разных литераторов, в частности Павсания.

Храм Зевса представлял собой дорический периптер, размером 27,68*64,12 м по стилобату с количеством колонн 6*13 с пронаосом, наосом и опистодомом, не соединенным с целлой. Целла разделена на три нефа двухъярусными колоннадами. Над боковыми нефами располагались галереи, по которым можно было приблизиться к статуе сидящего Зевса, установленной в глубине помещения. Перед празднествами статую умащали специальными маслами. В древности эта статуя, созданная из золота и слоновой кости мастером Фидием, считалась одним из чудес света.

Ко входу в храм вели дополнительные ступени и пологий пандус.

Храм Зевса был построен из очень твердого местного известняка- ракушечника и покрыт слоем мраморной штукатурки. Кровельная черепица, сима, скульптура фасада высечены из мрамора. Общая суровость внешнего облика храма чуть сглаживалась раскраской, следы которой обнаружены на