Лекция 5. Общая характеристика скульптуры Древнего Египта (2 ч.)

приносились верующими с молитвами о здоровье и благополучии. Иногда такие статуэтки снабжались кольцами и крепились к стенам храмовых помещений.

• в храмы помещались статуи как заместители реальных участников священнодействия. В некоторых храмовых помещениях были обнаружены статуи царей и богов как участников ритуала в позах его свершения. В этом случае считалось, что ритуал в храме совершается вечно.

Поскольку фараон считался сыном бога, а бог присутствует во всех храмах Египта, следовательно, и фараон должен присутствовать и совершать обряды во всех храмах. Для этого в каждый храм ставились скульптуры, изображавшие фараона с кадильницей или жертвенником в руках, совершающего обряд. Кроме того, статуэтки царей в позах коленопреклоненных адорантов украшали ладьи, на которых стояли статуи богов в молельнях.

В ходе некоторых обрядов, происходивших в храмах, необходимо было принесение жертв и ритуальное убийство врагов, в связи с этим в храмах обнаружены статуэтки жертвенных животных, заменявших реальных животных, и статуи связанных врагов (иногда, разбитые на части, что означало свершившийся обряд ритуального убийства).

• в храмы помещались особые статуи богов или обожествленных фараонов, выполнявшие функции оракула. Такие статуи обычно имели подвижные головы и руки и помогали предсказывать ход событий в политических, судебных и бытовых делах.

• довольно большую группу статуй составляют хеб-седные статуи, найденные в храмах или погребенными рядом с ними. В ритуале хеб-сед скульптура, представлявшая престарелого царя в особом ритуальном одеянии. Она ставилась на специальную платформу и являлась объектом обрядов, имевших целью магическое возрождение жизненных сил фараона, а затем погребалась. После обряда «хеб-сед» обновленный, полный сил фараон вновь вступал на престол.

• статуи как свидетельство помещения себя под покровительство бога. Это большая группа статуй фараона с просьбами о здоровье, благополучии внешнего или внутреннего положения страны. Эти статуи ставили в храмы сами фараоны, чтобы навечно поставить себя под защиту божества.

• в храм ставились статуи вельмож как знак особой милости правящего фараона. Такой чести удостаивались не только вельможи, но и видные зодчие, статуи которых помещались в ту часть храма, где проходила деятельность этого зодчего. Вполне можно сказать, что дворы египетских храмов были своеобразными портретными галереями виднейших людей своего времени - визирей, полководцев, зодчих, верховных жрецов, биографии которых можно было прочитать на статуях.

Статуи частных лиц могли посвящаться в храмы не только по воле фараона, но и по желанию самих жертвователей. Особенно много находят в

_____________ Лекция 5. Общая характеристика скульптуры Древнего Египта (2 ч.)________________

храмах статуй высших жрецов данного святилища. Статуи частных лиц, посвящавшиеся в храмы, дали несколько новых типов скульптур: изображения в виде коленопреклоненного человека, держащего перед собой жертвенник или стелу с молитвой божеству, или наос с фигурой бога; изображение сидящего на земле человека, положившего руки на колени, тексты молитв представлены на базах статуй или на оборотной стороне скульптур, или на одеянии изображения.