Скульптура эллинистического Египта

Эллинистический Египет, где царствовала династия Птолемеев, сказался наиболее прочной из эллинистических держав. Он позже всех Средиземноморских держав был завоеван Римом (30 г. до н.э.) и менее

__________ Лекция 47. Скульптура Древней Греции эллинистического периода (2 ч.)______________

других был подвержен различным потрясениям. В III в. до н.э. главный город царства Птолемеев Александрия был подлинной столицей всего эллинистического мира.

В скульптуре эллинистического Египта не встречается произведений героико-патетического характера. Преобладающими здесь являются другие, типичные для эллинистического искусства памятники - бытовой жанр, декоративная скульптура для садов и парков. Именно в Александрии имели наибольший успех ученики Праксителя, определившие особенности александрийской скульптуры.

«Афродита Киренская» (кон. IV- нач. III в. до н.э.; мрамор). Статуя представляет Афродиту выходящей из воды и выжимающей влажные волосы. Образ создан не без влияния живописной картины прославленного художника Эллады Апеллеса. Голова и руки статуи не сохранились. Изысканные пропорции фигуры, гибкие линии контура, мягкая трактовка скульптурных масс, тончайшая нюансировка пластических переходов - все это направлено на выражение главной идеи образа: прославления человеческой красоты в ее чувственной ипостаси.

Голова богини (III в. до н.э.; мрамор). Величавая красота, высоко поэтический характер образа, благородная сдержанность чувств, обобщенность пластической формы, мастерская обработка мрамора - вот характеристики этого превосходного фрагмента.

«Нил» (I в. до н.э.; мрамор). Нил представлен в виде лежащего бородатого мужа с несколько пухлым изнеженным телом. Мягкое и дряблое тело Нила убедительно выражает намерение скульптора дать образ большой, многоводной медленно текущей реки. Левым локтем Нил опирается на статую лежащего Сфинкса. Копошащиеся около Нила дети играют с двумя очень типичными для Египта животными - крокодилом и ихневмоном. Другие изображают и указывают на плодородие Нила. Это прежде всего рог изобилия. Шестнадцать фигур мальчиков, равные каждая футу, символизируют те шестнадцать футов, на которые поднимается уровень Нила во время половодья, давая стране обильный урожай.

По цоколю статуи тянется рельеф, представляющий нильский пейзаж.

«Мальчик с гусем» (мастер Боэф из Халкедона; III в. до н.э.; мраморная римская копия; оригинал - бронза). Пример жанровой скульптуры, александрийской школы. Показана с юмором сцена борьбы мальчика с большим гусем. Хорошо передано пухлое тело ребенка, выразительность его движений. Группа мастерски скомпонована: пластическое решение обогащено контрастом тела мальчика и крыльев птицы.

«Камея Гонзага» (первая половина III в. до н.э.; сердолик). Парный портрет царя Птолемея Филадельфа и царицы Арсинои. Слоистое строение разноцветного камня использовано для достижения красивого эффекта: нижний, темный слой сердолика служит фоном для изображения лиц в светлом слое камня.


ТЕМА 12. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ