Место произведений греческой вазописи в культуре Древней Греции и в современном мире

Древнегреческие вазы представляют собой единственные сохранившиеся до наших дней образцы эллинской графики. Изучая росписи греческих ваз, представляется возможным получить сведения о мифологии, литературе, театре, быте Древней Греции. Обогащаются представления об архитектуре, скульптуре, утраченных произведениях эллинской монументальной живописи.

Вазы, являясь произведениями искусства, одновременно были для греков предметами повседневного домашнего обихода. Они имели разнообразное бытовое и культовое назначение.

Обилие найденной археологами древней посуды на территории Греции свидетельствует с широком применении ее в быту, о доступности ее всему свободному населению Древней Греции, хотя наиболее художественно оформленные сосуды эллинской керамики были доступны ограниченному кругу богатых потребителей.

В отличие от произведений графики, которые можно видеть сразу целиком, росписи греческих ваз, нанесенные на округло-объемную поверх­ность сосуда, исполнялись с учетом того, что смотрящий на сосуд будет поворачивать его в руках. При этом роспись древнегреческой вазы казалась на близком расстоянии рисунком, а на большом расстоянии - узором. Разнообразные положения, в которых находились керамические сосуды при употреблении, способствовали восприятию их в движении.

Мотивы росписей греческих ваз отличаются разнообразием. При этом росписи имеют тесную связь с назначением сосуда. На вазах для вина нередко изображали разгульные сцены пирушек, сцены любовных игр с Лекция 48. Древнегреческая вазопись (4 ч.)

гетерами, сцены, участником которых был Дионис со своими спутниками - селенами и менадами, сюжеты, имевшие магическую предохраняющую силу (лицо грозной Медузы-Горгоны, взгляд которой обращал человека в камень, изображения больших глаз, предохранявших от сглаза, фигурки селенов). Встречаются на застольной посуде и сюжеты, взятые из мифов (настрой на застольную совместную песню с мифологическим текстом). На сосудах женского обихода - туалетных сосудах нередко представлялись сцены из жизни гинекея (женская часть греческого дома): девушки и женщины за туалетом с прислуживающими рабынями и Эротами. На погребальных лекифах изображались сцены оплакивания умерших, сцены перевозки мертвых Хароном, сцены представления умершего в качестве героя.

Чаще всего на вазах встречаются сцены из греческих мифов. Причем в различные эпохи трактовка художниками одного и того же мифа весьма изменялась. В мифологическом сюжете в различные времена выступают то эпически-героические, то патетически-драматические, то саркастически- комические, то пасторально-идиллические моменты.

Вазы очень четко представили иконографию Олимпийцев: Зевс в виде бородатого мужа со скипетром в руке или перуном в руках, Гера со скипетром, Посейдон с трезубцем, Аполлон с луком, лирой или кифарой, Артемида с луком, стрелами и собаками, Гефест с молотом и клещами, Афина со щитом, копьем и эгидой на груди, Гермес в сандалиях с крылышками и с жезлом, обвитым змеями (керикейоном), Ника с венком, Афродита с яблоком и голубем, Дионис, увенчанный плющевым венком.

Целый ряд вазовых росписей связан с греческим театром - трагедией, сатировской драмой и комедией.

Занимавшие весьма скромное место до конца VI в. до н.э. бытовые сюжеты стали играть заметную роль в вазописи V и IV вв. до н.э., исчезнув затем в эллинистическое время. Особенно часто встречаются атлетические упражнения и батальные сюжеты. Имеются сцены, связанные с пахотой и севом, виноградорством, приготовлением оливкового масла и вина, животноводством, птицеводством, рыбной ловлей.

Рисунки на вазах, особенно VI и V вв. до н.э., снабжались надписями. Читая надписи, зритель легче ориентировался в изображенном событии. Иногда в тех или иных сценах на вазах присутствуют слова, которыми персонажи обмениваются друг с другом. Встречаются также надписи- пожелания (особенно на застольных чашах).

Глиняное тесто, из которого делались греческие вазы, было всегда хорошо отмучено и отличалось высоким качеством, особенно в эпоху VI-V вв. до н.э. Глина в различных районах изготовления ваз отличалась по цвету, плотности и примесям.

Роспись большинства греческих ваз наносилась непосредственно на глину. Некоторые из ваз целиком или частично предварительно покрывались светлой облицовкой.

Роспись производилась главным образом особой блестящей черной глазурью, которую принято называть черным лаком. Состав глазури включал Лекция 48. Древнегреческая вазопись (4 ч.)

в себя щелочь (поташ или соду), глину и закись железа. Считается, что в лак греки подмешивали золу. В зависимости от условий обжига черный лак имел глубокий черный, коричневый, красно-коричневый и даже красный цвета.

Главными инструментами греческого вазописца были кисть и птичье перо (бекасиное), которым наносились тонкие немного выпуклые линии. Пером в краснофигурных росписях исполнялись почти все детали внутри фигуры. Помимо пера и кисти, греческие вазописцы пользовались острым инструментом, которым процарапывали линии по лаку после обжига сосуда. В чернофигурных вазах таким способом наносили линии, моделирующие фигурные изображения и детали орнаментов.

Эскиз будущей росписи набрасывался на сухую поверхность глины заостренной деревянной палочкой. Предварительный рисунок намечал сюжет в самых общих контурах. При этом фигуры (как мужские, так и женские) на предварительном рисунке изображались обнаженными.

Помимо использования глины и ее обжига, парадную посуду греки делали из металла, главным образом из бронзы, реже из серебра и золота. Туалетные сосуды изготовляли иногда из камня, кости, дерева, кожи.