Римская архитектура эпохи империи

а) особенности применения ордера

Самым употребительным в эпоху империи стал коринфский ордер, который приобрел особую пышность. Большой популярностью пользовался

____________ Лекция 49. Общая характеристика архитектуры Древнего Рима (2 ч.)________________

композитный ордер. Он соединял лиственные венцы коринфского ордера с волютами ионического типа.

Особой разновидностью стали фигурные капители, выделявшиеся своей живописностью. Изображения животных или человеческие фигуры вводились в капитель вместо угловых валют или в середине их.

Для «августовского классицизма» было характерно применение близкой к классическим греческим образцам трактовки ордера. В 40-х гг. I в. вместо каннелированных колонн стали возводить колонны, составленные из грубо сколотых каменных блоков (как, например, в Порта Маджоре в Риме). К 60-м годам увлечение небрежной рустикой прошло, но пропорции колонн изменились за счет сокращения высоты капителей. В дальнейшем равновесие между тектоникой и пластикой форм ордера, ярко выраженное в начале империи, все больше нарушается, сменяясь преобладанием декоративных элементов, рассчитанных на игру светотени. Во II-IV вв. трактовка ордера становится все более свободной. Например, в восточных провинциях ствол колонны или пилона иногда покрывался растительным орнаментом. Широко употреблялся так называемый сирийский фронтон, антаблемент которого в средней части изгибался в виде арки.

Преимущественно декоративный характер ордера в римской архитектуре выразился в подчинении колонны стене. В интерьерах колонны нередко играли роль передних планов, способствуя зрительному расширению внутреннего пространства.

б) композиция

В период империи сильно возрос масштаб крупных архитектурных общественных и частных зданий и увеличилось число составляющих их помещений. При этих условиях придерживаться прежних принципов композиции, основанных на симметричном расположении сходных пространственных ячеек, становится нецелесообразным. Это лишало здание выразительности.

В период империи при сохранении осевой направленности и уравновешенности целого было достигнуто свободное сочетание разных по размерам и форме пространств, переходящих одно в другое. Динамическое начало, проникшее в I в. н.э. в композицию сложных по обилию и составу помещений интерьеров императорских дворцов, к концу столетия распространилось также и на отдельные архитектурные формы и на отдельные здания.

Во II-III вв. значительно усложняется пространственная композиция крупных общественных сооружений. Так, множество планировочных и объемных решений было выработано в архитектуре терм. Здесь, наряду с наиболее употребительным симметричным построением относительно центральной оси, были разработаны и центрические варианты решения терм.

Особое место в римской архитектуре принадлежало разработке центрических сооружений, по традиции нередко получавших осевую ориентацию путем пристройки портика, прямоугольного перистиля и т.д.

____________ Лекция 49. Общая характеристика архитектуры Древнего Рима (2 ч.)________________

Наряду с осевым и центрическим построениями римская архитектура знала и свободную живописную планировку.

К концу, империи в архитектуре крупных ансамблей достигают полного выражения два противоположных принципа композиции. Первый характеризуется строго осевым фронтальным построением при прямоугольной сетке плана. Второй строится на свободном сочетании криволинейных в плане зданий, примыкающих под разными углами к прямоугольному ядру главного сооружения.

Период империи - время полного развития сформировавшихся ранее (в период республики) сооружений: лагерей, форумов, базилик, терм, театров, амфитеатров, цирков, мостов, акведуков.

Когда римляне укреплялись в завоеванной стране, они тотчас про­водили туда отличные дороги и строили в спорных пунктах свойственные своему образу жизни сооружения; от форума до терм и амфитеатров. Эти сооружения становились проводниками римской культуры, обычаев и идеологии.

В конце империи Рим потерял роль законодателя в области архитектуры. Эта роль перешла к провинциям, давление культуры которых на метрополию усиливается. Наибольшую роль в формировании архитектуры периода империи сыграла Греция и эллинистическая культура в целом.

в) строительные материалы и технологии

В период империи расширилось количестве используемых строительных материалов и стало разнообразным их качество. В центр империи из Сирии, Греции, Африки поступают редкие сорта цветного мрамора, гранита, порфира. С другой стороны, в самой Италии, в Луни (совр. Каррара) были обнаружены залежи прекрасного мрамора. Ценные сорта камня служили для отделки монументальных храмов, базилик, дворцов. Наиболее парадные сооружения украшались золотом, слоновой костью, перламутром.

Ко II в. н.э. кирпич в империи стал вытеснять камень. Применение цветного кирпича и цветной штукатурки открыло новые декоративные возможности решения зданий. В обиход входит узорчатая разноцветная кирпичная кладка.

В провинциях основным строительным материалом был не кирпич и бетон, а тесанный камень (особенно в восточных провинциях). Широко использовались местные строительные материалы. Некоторые технические приемы, исчезая в Италии, продолжали еще долго жить в провинциях. Одновременно в провинциях использовались материалы, не употреблявшиеся в Италии. Так, например, дерево было популярно в Британии и Германии.

В конце III и начале IV в. н.э. в связи с упадком строительства происходят случаи разборки обветшавших сооружений и использования их


____________ Лекция 49. Общая характеристика архитектуры Древнего Рима (2 ч.)________________

строительного материала вторично. Вторично используются также и колонны, рельефные композиции.

Дальнейшую разработку получают сводчатые и купольные конструкции, основанные на применении бетона. Купола зданий начинают возводиться без "кружал" с помощью "веерной кладки" из кирпича. Параллельно применяются: цилиндрический свод, разные виды коробового свода, крестовый свод, сомкнутый свод, купольный свод. Куполами в это время перекрываются огромные пролеты. Для облегчения сводов и куполов используется легкая пемза (в качестве наполнителя бетона) и керамические сосуды, вводимые в бетонную и кирпичную кладку. Одновременно эти сосуды служили еще и резонаторами.

С конца I в. н.э. в римском зодчестве усиливаются поиски новых пространственных форм, усложняется планировка зданий и ансамблей. Вводятся криволинейные элементы, требующие необычных конструкций сводчатого перекрытия (например, зонтичного свода).

Сводчатые конструкции в провинциях были мало распространены, за исключением Сирии. Но здесь своды выполнялись не из бетона, а из тесан­ного камня.