Место рельефных и живописных композиций в культуре Древнего Египта

Искусство Древнего Египта знало два вида рельефов: очень низкие барельефы и слегка врезанные рельефы, в которых поверхность камня, служившая фоном, оставалась целой, углублялись лишь контуры изображения. Были известны и два вида стенной росписи: а) темперная живопись по сухой поверхности; б) в некоторых памятниках этот способ применялся в сочетании с цветными вкладками из паст в заранее приготовленные углубления. Изобразительные нормы рельефов и росписей определяли их подчиненность архитектуре - ее формам, пропорциям, композиции, особенностям внутреннего пространства.

По смыслу рельефы и росписи были едины с иероглифическими надписями, т.е. понимались как священные знаки, обладающие животворной силой. Создать изображение значило для египтян сберечь и увековечить его жизненную силу.

Общие правила композиционного построения рельефных и живописных сцен в древнеегипетском искусстве были разработаны в период IV-VI династий и сохранились без значительных изменений вплоть до конца Нового царства. Живописные и рельефные композиции занимали площадь стены, потолка, пола полностью. Если композиция значительна по размерам, она занимала все пространство стены, небольшие композиции располагались на стене в несколько ярусов. Для заполнения свободного пространства как внутри композиции, так и между композициями использовали декоративные возможности древнеегипетской письменности.

Сюжеты изображенных на стенах гробниц и заупокойных храмов сцен:

- отражают мотивы загробной жизни и путешествия, которое умерший должен совершить, преодолевая многочисленные испытания, чтобы достигнуть царства Осириса;

- возвеличивают заслуги умершего перед богами и страной;