Триумфальные арки как тип общественного сооружения Древнего Рима

Как отдельные монументальные сооружения триумфальные арки возводились еще в республиканское время. Однако наиболее популярными они стали в императорскую эпоху. К IV в. в Италии и провинциях насчитывалось более 350 арок.

Свои архитектурные формы римская арка обрела к середине I в. до н.э. На ее сложение оказали влияние городские ворота и арки эллинизма. Первые триумфальные арки в Риме были деревянные с бронзовыми или золоченными деталями.

Аркам придавалось самое различное значение - политическое, мемориальное, религиозное, триумфальное. Арки возводились в честь императоров, государственных деятелей и даже частных лиц. Арки ставили в городах и в пограничных областях - в знак их подчинения Риму. Арки ставили по случаю постройки или реконструкции дороги, моста, у входа на форум или стадион, в цирк, в порт. Римская арка служила для прохода и проезда. Она использовалась как пьедестал для статуи, скульптурной группы или квадриги.

Арка чаще всего состояла из двух или более пилонов, перекрытых одним или несколькими сводами, и завершалась аттиком, в поле которого помещалась посвятительная надпись.

Древнеримские арки были одно-, трех- и четырехпро летные. Четырехпро летные арки - тетрапилы - обычно были равно фасадные и воздвигались на перекрестке улиц.

Однопролетные арки состояли из двух каменных пилонов, перекрытых сводом. Венчал все аттик, в поле которого помещалась посвятительная надпись. Нередко арка использовалась как пьедестал для статуи, скульптурной группы или квадриги.

Лекция 52. Общественные сооружения Древнего Рима: триумфальные арки, амфитеатры (2ч.)

В эпоху империи вместо однопролетных стали возводить трехпролетные триумфальные арки, где центральный пролет обычно превышал боковые. Вместе с усложнением формы арки обогатился и ее декор.