Скульптурный портрет эпохи республики

Римский скульптурный портрет как самостоятельное и своеобразное художественное явление четко прослеживается с начала I в. до н.э. К этому времени Рим из небольшого города, владевшего лишь непосредственно прилегающей к нему территорией, каким он был в момент образования республики, превратился в могущественнейшее государство античного мира.

Римский портрет изначально был призван изображать конкретного гражданина Римского государства, осознавшего свое значение как самостоятельной личности. Этим и объясняется широкое развитие в Риме, Лекция 54. Древнеримский скульптурный портрет (4 ч.)

наряду с официальными портретами должностных лиц и императоров, изображений частных лиц.

Искусство Древнего Рима, в отличие от греческого, воспринимается как более прозаическое, сдержанное, обращенное больше к внешнему миру, нежели к миру внутреннему. Но благодаря пристальному вниманию к внешней стороне явления в римском искусстве и появляются скульптурные портреты с точно переданной индивидуальной трактовкой лица человека, а также рельефы, повествующие с почти документальной достоверностью о многих значительных событиях древности. Римляне предпочитали сюжетно- повествовательную суть образа. Свойственную греческой скульптуре поэтическую выразительность пластических объемов заменяет теперь подробный рассказ. В римских скульптурных портретах главное - это точное воспроизведение внешности какого-либо государственного деятеля, а в образах монументальной скульптуры - официальное и холодно-риторическое восхваление. Во II в. до н.э. Рим захватил Грецию и включил ее в состав Римского государства. С этого времени греческий язык, греческая образованность, греческие обычаи все более и более распространяются среди высших слоев римского общества. Из Греции вывозились не только многочисленные произведения скульптуры, живописи и даже архитектурные детали, но и в качестве рабов - художники и скульпторы, которые начинают играть заметную роль в художественной жизни древнеримского государства.

Бюсты, головы от статуй и очень немногие сохранившиеся статуи периода республики представляют римлян последних десятилетий республики суровыми, неприветливыми. Их лица изборождены морщинами. В этих портретах с поразительной жизненностью достигнуто физиономическое сходство. Для большинства римских скульптурных портретов первой половины и середины I века до н.э. - конца республики характерен "веризм" - реализм, переходящий в натурализм, который никогда больше не проявлялся столь откровенно в портретном искусстве Древнего Рима.

У древних римлян был обычай, являющийся первоначально привилегией патрициев, хранить портреты предков в парадных комнатах дома - атриумах, в особых шкафах или нишах - ларариях. Скульптурные головы из гипса, воска, терракоты, а с I в. до н.э. из мрамора укреплялись на подставках с надписью, сообщающей имя и гражданские доблести предка. Составлялись целые портретные галереи, которыми гордились знатные семьи. Изображения предков должны были служить примером молодому поколению мужества и героизма старших.

Репрезентантом верической традиции является статуя римлянина с двумя масками предков в руках. В это время было распространено изготовлять восковые маски - изображения умерших предков. Знаменитый римский ученый Плиний писал: "Иначе было у наших предков: у них в атриях напоказ были выставлены не произведения иноземных мастеров, не работы из меди или мрамора, а по отдельным шкапам были расположены изображения лиц, отпечатанные на воске, чтобы были портреты для ношения Лекция 54. Древнеримский скульптурный портрет (4 ч.)

во время похорон человека, принадлежащего к тому же роду. Таким образом, когда кто-нибудь умирал, при нем находились все, кто когда-либо входил в состав этой семьи". Легкость, с которой римлянин держит маски в руках, говорит о том, что они сделаны из воска.

В I в. до н.э. в скульптуре Древнего Рима маначинают пробивать себе дорогу два направления в области скульптурного портрета: одно можно условно назвать "староримским", т.к. оно продолжало традиции этрусской и раннеиталийской портретной пластики как можно точнее передать индивидуальные особенности портретируемого лица; другое также условно следует назвать "эллинизирующим", поскольку оно было отмечено проникновением в скульптурный портрет Рима традиций греческих и эллинистических мастеров. Это раздвоение характерно для первой половины века, вплоть до времени Первого триумвирата и правления Цезаря. Затем происходит известного рода слияние, взаимопроникновение этих двух направлений и возникает качественно новое явление в области скульптурного портрета. Появляются произведения, сочетающие в себе предельно точную передачу внешних черт с раскрытием внутреннего мира изображенного.

В качестве произведений-репрезентов староримской традиции, помимо статуи римлянина с масками предков в руках, следует назвать надгробие Рупилиев, надгробие супружеской четы с Виа Статилиа.

"Эллинизирующее" направление не было простым переносом на римскую почву традиций эллинистического портрета. Статуя «Полководца» - произведение-репрезентант эллинизирующего направления. Верхняя часть головы статуи была сделана из другого куска мрамора - прием, заимствованный из Греции. Лицо, некрасивое, изборожденное подчеркнуто переданными складками, не вяжется с героически-театральной позой и живописным методом исполнения.

Голова статуи старика, голова старика в покрывале репрезентируют эллинистическое направление, поскольку все детали статуарных произведений - высокий морщинистый лоб, большой крючковатый нос, глубокие складки - выполнены пластической лепкой, напоминающей эллинистические портреты.

Из произведений, где сочетается правдивое, жизненно переданное изображение внешнего облика человека с его характером, можно назвать портрет Помпея и портрет Цезаря.

Дальнейшее развитие римского искусства шло по линии возрастания героизации.