Скульптурный портрет времени принципата Августа

В период принципата Августа (30 г. до н.э.-14 г. н.э.) выразительные и характерные республиканские образы сменяются красивыми, изящными, изысканными портретами правящей династии. Изображения цезарей и членов их семей становятся определяющими в скульптурном убранстве Лекция 54. Древнеримский скульптурный портрет (4 ч.)

сооружений общественного и государственного характера, ими украшаются драгоценные кольца и бронзовые светильники, монеты и даже гири весов. Когда же культ обожествленного императора утверждается официально, изображения римских правителей начинают почитаться наравне с изображениями богов. В это время римляне обращаются к греческому классическому наследию, трансформируя его в так называемый "августовский классицизм". Для портретов характерны: строгое равновесие в композиции, обобщенная форма, идеализация, портреты родственников императора повторяют основные черты самого правителя, император и его приближенные изображались неизменно молодыми и прекрасными.

Портреты Августа представляют императора в различных образах: как бога, жреца, полководца. Статуя одетого в тогу и приносящего жертву Августа содержит много нового по сравнению с тогатусами республики. Рес­публиканская простота, сдержанность уходят в прошлое. Изменяется смысл образа: эпоха «августовского классицизма» предлагает портрет не частного лица, а государственного деятеля.

Статуя Августа в образе Юпитера (первая половина I в., высота 187 см, мрамор) представляет императора в горделивой, величественной позе. Статуя выступает репрезентантом официального направления римского искусства раннего принципата. В основу композиции положено широко известное произведение Фидия - статуя Зевса Олимпийского. Скульптура создана после смерти Октавиана - после официального учреждения культа обожествленного императора.

В круг внимания скульпторов времени Августа входит много новых тем. Чаще исполняются портреты женщин. Характерным для этого времени является голова статуи жены Августа Ливии из Эрмитажа (вторая четверть I в., высота 34 см мрамор) с сохранившимися следами полихромии. Ее портретная голова является частью статуи, изображавшей императрицу в образе верховной жрицы Цереры-Августы, первой служительницы культа обожествленного Августа. Знак ее жреческого достоинства - головной убор из колосьев и фруктов. Молодое лицо Ливии с правильными чертами строго, холодно, царственно спокойно. Широко открытые плоские глаза, тонкий с горбинкой нос, четко очерченный рот, острый подбородок - характерные черты ее портретов. Императрица во всех изображениях сохраняет вечную молодость, хотя этот портрет, вероятно, был исполнен после смерти Августа, т.е. тогда, когда Ливия была уже в преклонном возрасте.

В период «августовского классицизма» получают распространение портреты детей. Причина возникновения детских портретов скорее деловая, нежели художественная. Изображая будущих императоров, наследников власти, портреты преследовали задачу документа, фиксирующего черты ребенка.

Портрет мальчика из семьи императора Августа (кон. I в. до н.э,- нач. I в. н.э., высота 23 см, мрамор). Портретные изображения детей, созданные в период ранней империи, немногочисленны. Изображались мальчики из семьи императора, которые носили со времени Августа титул Лекция 54. Древнеримский скульптурный портрет (4 ч.)

"цезарь" и готовились к принятию власти в случае смерти правителя. Голова является частью портретной статуи. Весьма вероятно, что это изображение одного из юных цезарей - официальных наследников Августа - Гая или Люция. Они оба умерли в юности и были после смерти обожествлены. Лица их всегда идеализировались, они изображались похожими на императора.

После Августа в I в.н.э. Римской империей правит династия Юлиев- Клавдиев: Тиберий (14-37 гг.), Калигула (37-41 гг.), Клавдий (41-54 гг.), Нерон (54-68 гг.). Скульптура этого времени следует традициям августовского классицизма.

Портрет императора Тиберия (первая четверть I в., высота 76 см, мрамор). Портрет отличается монументальностью и обобщенностью форм. Портретные черты Тиберия прослеживаются отчетливо: широкий череп, глаза навыкате, нос с горбинкой, острый подбородок, длинная стройная шея. Сходство Тиберия с его приемным отцом Августом обусловлено традицией официального портрета ранней империи. Несмотря на то, что Тиберий принял власть в зрелом возрасте все изображения императора представляют его молодым и прекрасным.

Портрет мальчика из династии Юлиев-Клавдиев (середина I в. , общая высота 29 см, мрамор). Представлен мальчик лет семи-восьми с тонким и нежным лицом. В современных исследованиях по римской иконографии портрет определяют как изображение Нерона-мальчика.