Рельеф и живопись Древнего Египта как результат применения приемов художественного черчения

Следует рассмотреть геометрические особенности древнеегипетской живописи и рельефа, связанные со стремлением передать зрителю геометрию объективного, трехмерного пространства на плоскости.

1. Метод ортогональных проекций является наиболее адекватным, математически обоснованным методом изображения объективного пространства, его использование приводит к целому ряду особенностей, в значительной мере определяющих геометрию древнеегипетского изоб­ражения. Суть метода ортогональных проекций сводится к следующему: предметы объективного пространства проектируются на плоскость изображения линиями, перпендикулярными (ортогональными) плоскости изображения.

Обычно при изображении человеческих фигур или животных выбирается вид сбоку. В то же время убитые враги, лежащие на земле, показываются при виде сверху, т. е. тоже в наиболее характерном направлении. Земля при изображении сцен представала в качестве «опорной линии».

Важной особенностью изображения предметов с использованием метода ортогональных проекций является независимость размеров на плоскости изображения от расстояния между предметом и нею, т.е. и близкая, и далекая человеческие фигуры на плоскости изображения представлены в одном размере.

Если необходимо передать сравнительно небольшую глубину пространства, древнеегипетские художники использовали принцип «перекрытия» (близкий предмет заслоняет собой более далекий) как единственный изобразимый на чертежах признак глубины.

2. Желая увеличить информативность изображения, древнеегипетский художник был вынужден применять ряд условно-чертежных приемов:

а) условные повороты плоскостей изображения, имеющие целью компенсировать те потери геометрической информации, которые связаны с необходимостью показа лишь одной проекции изображаемого предмета. Так при изображении человеческой фигуры «вид сбоку» (так изображаются ноги,