Скульптурный портрет династии Флавиев

При Флавиях (Веспасиан (69-79 гг.), Тит (79-81 гг.), Домициан (81-96 гг.)) наступает новый этап процесса эволюции древнеримского скульптурного портрета.

Это период расцвета Римской империи, время наиболее полного и откровенного выражения в искусстве ее сложной и противоречивой сущности. Августовская спокойная торжественность портретных образов уступает место театральности, парадности. Резкие грани людских характеров уже не сглаживаются, как в августовских портретах, а, наоборот, подчеркиваются. Скульптурная форма строится на контрастах света и тени. Подчеркивается сила, власть, богатство портретируемых.

Многие портреты этого времени изображают представителей среднего сословия, а также богатых вольноотпущенников, как например, портрет ростовщика Цецилия Юкунда. Больше всего в этом портрете запоминаются глаза - холодные и беспощадные. Скульптор использует натуралистические подробности, такие как бородавка на щеке, оттопыренные уши, чтобы конкретнее передать образ, жизненность и дельность которого он прекрасно ощущал. Портрет Цецилия Юкунда - страшный человеческий документ, непреукрашенный, беспощадный лик одного из представителей "новых людей". На полу нескольких домов в Помпеях была найдена надпись: "Прибыль - радость", "Привет тебе прибыль", можно было бы одну из этих надписей поставить под портретом Цецилия Юкунда.

__________________ Лекция 54. Древнеримский скульптурный портрет (4 ч.)_____________________

Во многих портретах этого времени находят выражение такие стороны

характера человека, которые не только для времени Августа, но и в республике не выставлялись на всеобщее обозрение, как например, в портрете Нерона. Светоний писал о Нероне: "Грубость, сладострастие, изнеженность, алчность и жестокость проявлялись в нем сначала лишь постепенно, незаметно, словно заблуждения юношеского возраста; однако и в то время было ясно, что это были врожденные пороки, а не присущие только возрасту".

Точность в передаче индивидуальных черт и в женских портретах сочетается с острой характеристикой. Голова пожилой римлянки демонстрирует следы сильных страстей и страданий - отечная кожа, тонкие высохшие губы. В ее лице нет покоя и того приятия мира, который так характерен для искусства предшествующего периода. Скульптор сумел воплотить в мраморе характер страдающий, неуравновешенный, трагический.

Прекрасный памятник помпезного флавиевского стиля - портрет молодой женщины из Капитолийского музея в Риме. Привлекает прежде всего прическа - высокая, пышная и воздушная - из множества крупно завитых локонов. Она составляет яркий контраст с точеным, красивым лицом женщины. Легкий наклон и поворот головы, кажущийся склоненным подобно бутону на гибком стебле придают этому изображению особую поэтичность. В это время совершенствуется техническая обработка мрамора: начинает использоваться бурав, особенно при создании сложных женских причесок.

Портрет Домиции Лонгины, жены императора Домициана (кон. I - нач. II в., общая высота 70 см, мрамор). Портретная голова - часть монументальной статуи традиционного типа, представлявшей Домицию- "Августу" в хитоне и покрывале, наброшенном на голову. Так изображалась обожествленная после смерти женщина из императорской семьи. Образ императрицы лишен идеализации, резко подчеркнуты индивидуальные черты. Жесткость, сухость моделировки, тяжеловесность и упрощенность форм свидетельствуют о том, что парадные официальные портреты далеко не всегда выполнялись лучшими мастерами.