Искусство времени Траяна (98-117 гг.)

В искусстве этого времени возникает своеобразная реакция на художественную политику Флавиев. Осуждается упадок нравов, роскошь быта и пышность украшений, воспевается строгость республики. В противовес этому наблюдается тяготение к образам героических времен республики, идеализация «староримских» скульптурных традиций. Однако мастера не столько копируют республиканские образцы пластики, сколько создают свой собственный, несколько холодный, лишенный эмоциональности, но целостный и выразительный стиль.

__________________ Лекция 54. Древнеримский скульптурный портрет (4 ч.)_____________________

Резкость и жесткость скульптурных форм, официальность проявляются в облике императора Траяна из ГМИИ им. А. С. Пушкина. Стиль исполнения очень характерен именно для эпохи Траяна. Сочетание моделировки лица широкими, мало расчлененными плоскостями с резкой графической манерой передачи деталей. Волевая собранность чувств в портретах, подобных представленному, противостоит бравурной помпезности, театральной аффектации, излюбленной в эпоху Флавиев.

В официальной пластике в начале II в. получает распространение характерная, римская, форма скульптурного портрета: бюст, охватывающий плечи и грудь, укрепленный на невысокой профилированной подставке.