Скульптурный портрет времени Антонинов

В эпоху правления Антонинов (Антонин Пий (138-161 гг.). Люций Вер (161-169 гг.), Марк Аврелий (169-180 гг.), Коммод (180-192 гг.)) портретное искусство Древнего Рима вступает в фазу, ведущую к созданию психологического портрета. В философии и литературе все интенсивнее становится интерес к духовному миру отдельной личности. В портретной скульптуре образ решается многогранно, обретая оттенки печали, созерцательности, иронии, пессимизма.

Широко распространяется мистицизм, восточные религии, получает распространение христианство.

В противовес наступающему кризису империи усиленно пропагандируется незыблемость власти римского государства. В это время скульптурные портреты императора и членов его семьи особенно многочисленны. Их статуи и бюсты украшают все подвластные Риму города. Памятникам свойственна торжественность. Императоры предстают в образах богов римского пантеона, иногда изображаются в «божественной наготе». При этом лица неизменно сохраняют индивидуальные характеристики.

В провинции внешний облик, а также прическа императора становятся объектом подражания. В женской провинциальной среде было модно подражать облику римских красавиц из императорской фамилии.

В техническом исполнении скульптурных портретов периода Антонинов не происходит резких изменений по сравнению со временем Адриана. Шире стали использовать художественные приемы, появившиеся во время Адриана: моделировку и полировку лица, применение бурава для волос и бороды. Пластическая передача глаза становится постоянным явлением.

Конная статуя Марка Аврелия (вторая половина II в.) на площади Капитолия - единственная дошедшая до нас конная статуя императора. С одной стороны, это памятник по случаю победы, с другой строны, Марк Аврелий изображен как философ-мыслитель (так оно на самом деле и было).

Людям времени правления Антонинов в портретном искусстве свойственна задумчивость, меланхолическая задумчивость, просветленная легкая грусть. Этому способствует виртуозная обработка материала.

Портрет римлянки, так называемая «сириянка» (60-70-е гг. II в., общая высота 30 см, мрамор). Портрет приковывает к себе особой грацией образа и изысканностью скульптурных форм. Представлена молодая женщина восточного, семитского происхождения. Изящная голова на хрупкой шее немного наклонена вправо. Высокая прическа соответствует моде 60-х годов II в.: косы, уложенные рядами на темени, волнистые пряди, закрывающие верх ушей, оттеняют полированную поверхность лица, необыкновенно мягко и тщательно промоделированного. Контур головы очень простой и строгий;

__________________ Лекция 54. Древнеримский скульптурный портрет (4 ч.)_____________________

некрасивое узкое лицо с тяжелым мясистым носом и срезанным маленьким подбородком полны скрытого обаяния. Большие глаза с припухшими веками смотрят несколько устало, губы тронуты легкой улыбкой. Технически портрет выполнен на чрезвычайно высоком уровне: мрамор отполирован так тщательно, что видны его кристаллы. По-видимому это работа греческого мастера.