Скульптурный портрет III в.

В III в. становится необратимым развал Римской империи. Сложные и противоречивые религиозные и философские направления, учение Плотина, призывающее к самосовершенствованию, христианская доктрина достигают самых отдаленных уголков римского мира. Наряду с этим нарождается новый тип уверенно-энергичных людей, лишенных утонченности древней культуры, вышедших из варварских провинций.. Новый упрощенный и чрезвычайно экспрессивный пластический язык рождался в римском искусстве не без влияния сил варварской периферии. Портреты с выражением мягкой грусти, меланхолии уступают место не изображению настроения, а раскрытию характера. Глубина психологической характеристики достигается не детализацией пластической формы, а, наоборот, лаконичностью, скупостью отбора наиболее важных Лекция 54. Древнеримский скульптурный портрет (4 ч.)

определяющих черт личности. Шероховатая поверхность камня хорошо передает обветренную кожу "солдатских" императоров: обобщенная лепка, резкие, асимметрично расположенные складки на лбу и щеках, обработка волос и короткой бороды только маленькими насечками. Все это сосредоточивает внимание зрителя на глазах да на выразительной линии рта.

Портрет императора Бальбина (вторая четверть III в., общая высота 72,5 см, мрамор). Портрет отличается простым силуэтом. Голова на толстой шее с коротко остриженными волосами слегка повернута к правому плечу. В остро реалистической манере передано некрасивое лицо - мясистый лоб, обрюзгшие небритые щеки, асимметричный крупный рот. Портрет выделяется силой и необыкновенной меткостью в обрисовке характера. В трактовке поверхности лица наблюдаются новые приемы, чуждые античным мастерам: усы, борода, волосы и брови переданы условно, в виде рельефных двойных перышек и резких, коротких насечек.

Бюст императора Филиппа Араба (ок. сер. III в., общая высота 70 см, мрамор). Один из лучших памятников собрания Эрмитажа. Облик императора - представителя власти римских легионов, варвара-аравитянина, необычайно выразителен: тяжелый овал лица, крупный рот и нос, выступающие скулы, на лбу резкие складки. Зрачки глубоко просверлены - взгляд настороженный, недоверчивый. Особую живость лицу придает подчеркнутая асимметрия черт. Острота характеристики образа достигнута новыми художественными средствами: здесь нет тонкой моделировки - короткие волосы и борода переданы рельефной массой, проработанной насечками, брови показаны легким срезом поверхности - как бы широкими глазками. Одежда - туника и тога - переданы в виде стилизованных складок.