Живопись второго декоративного стиля

Второй декоративный стиль, названный «архитектурно- перспективным», носит, в отличие от плоскостного первого стиля, более пространственный характер. На стенах изображали колонны, карнизы, пилястры и капители с полной иллюзией реальности, вплоть до обмана зрения. Средняя часть стены покрывалась изображениями беседок, портиков, представленных в перспективе, с применением светотени. При помощи декоративной росписи создавалось иллюзорное пространство - реальные стены как бы раздвигались, помещение казалось больше. Иногда между колоннами и пилястрами помещались отдельные человеческие фигуры, либо целые многофигурные сцены, или пейзажи. Иногда в центре стены находились большие картины с крупными фигурами. Сюжеты картин были преимущественно мифологические, реже - бытовые. Часто росписи второго стиля представляли собой копии произведений древнегреческих живописцев IV в. до н.э.

Примером росписей второго декоративного стиля служит живописное убранство Виллы мистерий в Помпеях. В небольшом зале (7*5 м) с высоким расписанным под мрамор цоколем, на фоне ярко-красной стены с зелеными пилястрами сгруппированы 29 фигур в размер человеческой натуры. Главная часть композиции посвящена мистериям в честь бога Диониса. Представлен здесь и сам Дионис, облокотившийся на колени Ариадны (супруги). Представлены здесь и старые силены и молодые сатиры, менады, женщины, Лекция 55. Древнеримская монументально-декоративная живопись (2 ч.)

участницы мистерий. Очень интересна сцена, где старый силен, изображенный на одной стене помещения, взор свой направляет на молодую менаду, которая изображена на другой стене. При этом силена дразнит молодой сатир с театральной маской в руках. Интересна и другая сцена росписи, показывающая грозную богиню, хлещущую длинным бичом по обнаженной спине коленопреклоненную девушку, пытающуюся стать полноправной участницей мистерий. Поза девушки, выражение ее лица, потухший взгляд, спутанные пряди черных волос передают физическое страдание и душевную муку. К этой же группе относится прекрасная фигура танцующей молодой вакханки, уже прошедшей положенные испытания. Парусом надут ее плащ.

Композиция фрески построена не столько на соотношении объемов в пространстве, сколько на сопоставлении силуэтов на плоскости, хотя изображенные фигуры объемны и динамичны. Вся фреска связана в единое целое жестами, позами, взглядами изображенных на различных стенах персонажей. Все действующие лица освещены ровным мягким светом, струящимся с потолка. Превосходно написано обнаженное тело, чрезвычайно красива гамма красок на одеждах. Несмотря на то, что фон ярко-красный, ни одна деталь не пропадает на этом контрастном фоне. Участники мистерий изображены так, чтобы создавалась иллюзия их присутствия в помещении.

Своеобразной чертой второго стиля являются изображения ландшафтов - гор, моря, равнин, оживленных несколькими гротескно трактованными фигурками людей, исполненными в эскизной манере. Пространство здесь не замкнутое, а свободное. В большинстве случаев в пейзаж входят изображения архитектуры.

Еще одним примером живописи второго декоративного стиля являются картины-иллюстрации «Одиссеи» Гомера (росписи одного из помещений богатого дома в Риме, обнаруженные на Эсквилинском холме). Сохранившаяся часть стены длиною в 14 м расчленена пилястрами, между которыми 7 больших пейзажей картин-иллюстраций. Выделяются картины "Спутники Одиссея вступают в страну лестригонов" и "Лестригоны нападают на Одиссея и его спутников". Росписи исполнены с большим мастерством. Они занимательны, их интересно рассматривать в деталях. Видно, что художник превосходно владеет изображением человеческой фигуры, свободно изображает человека в любом положении. Мастерски написан пейзаж, приобретающий здесь монументальные формы. Фантастичность страны, куда попал Одиссей, подчеркнута и нагромождением скал, и кривыми деревьями, и общим мрачным колоритом. Удачно найден масштаб фигур в отношении к пейзажному окружению. Это усугубляет впечатление таинственности места.

Во времена римской республики был весьма распространен живо­писный станковый портрет. В Помпеях сохранились портрет молодой женщины с дощечками для письма, а также изображение помпейца Теренция с женой. Оба портрета написаны в сдержанной живописной манере. Их отличает хорошая передача пластики лица. Портреты глубоко Лекция 55. Древнеримская монументально-декоративная живопись (2 ч.)

индивидуальные с соблюдениями традиций римского реалистического искусства.

Витрувий так описывает первый и второй римские живописные стили: «Древние, положившие начало отделке стен, изображали на них сначала мраморные плиты с их разнообразными рисунками... Впоследствии они достигли того, что стали изображать здания, колонны и фронтоны с их выступами... расписывали сценки в трагическом, комическом или сатирическом роде, воспроизведя на картинах подлинные особенности отдельных местностей. Пишут тут гавани, мысы, морские берега, реки. В некоторых местах имеется и монументальная живопись: изображения богов и развития отдельных историй, а также битвы под Троей или странствования Улисса (Одиссея) с видами».