Лекция 6. Общая характеристика рельефа и живописи Древнего Египта (2 ч.)

тело и голова) плечи и глаза передаются «вид спереди», т. е. в условном повороте. То же касается и изображений животных: при обычном боковом изображении животного, например, коровы, рога изображались «вид спереди».

Если необходимо было изобразить местность с прудом, то художник обращался к тем возможностям, которые ему предоставлял план. Деревья вокруг пруда в этом случае изображались в условном повороте на прямой угол с вершинами, направленными во внешнюю сторону относительно границ пруда.

б) разрезы, имеющие целью увеличение информативности изображения. Так, древнеегипетский живописец изображал наполненную плодами корзину в разрезе, чтобы было ясно, чем именно она наполнена.

в) разномасиипабностъ изображения, также связанная со стремлением к увеличению информативности, композиционными соображениями, правилами передачи иерархии. Разномасштабность изображения имеет важный иерархический смысл. В живописных и рельефных сценах выстраивается следующая иерархия изображений (по степени уменьшения): бог, фараон, вельможи, воины, простой люд и т.д.

г) условный сдвиг для дополнительной информативности изображения. Условные сдвиги позволяют показать то, что при обычном способе изображения оказывается скрытым от зрителя.

3. Знаковый характер древнеегипетской живописи. Например, при передаче облика идущего человека обе ступни показываются со стороны большого пальца, т.е. художник изображал не ноги, как таковые, а «знаки»

Изображая пруд, мастер использует условно-геометрические волны как знак воды. С помощью таких же условных волн передается вода реки, по так же изображенной воде плывут корабли, такой же зигзагообразной парой линий условно течет вода из сосуда и т.п.

Перечисленные особенности древнеегипетской живописи позволяют рассматривать его как особое «художественное черчение». Поэтому древнеегипетские живописные и рельефные композиции необходимо не просто смотреть, но и, как чертежи, читать. В связи с этим и средства выразительности здесь особые, присущие плоскостному изображению: линия, силуэт, ритм, симметрия и асимметрия, орнаментально сть, декоративность. Плоскостный характер древнеегипетского рельефа и живописи позволял вводить в них иероглифические тексты в качестве равноправных элементов. Иероглифы, как условные изображения, имели ту же знаково-художественную природу, несли как информационную, так и декоративную функцию.