Третий стиль монументально-декоративной живописи

Третий помпейский стиль (конец I в. до н.э. - начало I в. н.э.) соответствовал «августовскому классицизму». Вместо живописных деко­раций, имеющих цель раздвинуть и «проломать» действительные стены, появляются росписи, которые, украшая стену, не нарушают ее плоскость. Росписи, наоборот, подчеркивают плоскость стены, украшая ее тонкими орнаментами, среди которых преобладают очень изящные колонны, более похожие на металлические канделябры. Не случайно третий декоративный стиль называют еще «канделябрным». Помимо этой легкой архитектурной декорации в центре стены помещались небольшие картины мифологического содержания. В орнаментальную декорацию с большим мастерством вводятся натюрморты, небольшие пейзажи, бытовые сцены. Очень характерны гирлянды из листьев и цветов, написанные на белом фоне. Ювелирно написанные цветы, орнаменты, миниатюрные сценки и натюрморты требуют рассмотрения на близком расстоянии. Роспись третьего стиля подчеркивает уютность, интимность комнаты.

Интересна и разнообразна палитра художников третьего стиля: черный или темно-фиолетовый цоколь, на котором обычно изображались мелкие кустики, цветы или птицы. Выше изображались чередующиеся голубые, красные, желтые, зеленые или черные панно, на которых помещались небольшие картины, круглые медальоны или свободно разбросанные отдельные фигуры.

Греческое решение мифологических сцен римские художники перерабатывали в соответствии с господствующим стилем. Серьезное выражение лиц, спокойствие поз и сдержанность жестов, статуарность фигур. Повышенное внимание уделялось четкому контуру, ясно обрисовывающему складки одежды. Примером третьего стиля может служить "Вилла Цицерона" в Помпеях. Со времен Августа литературные источники сохранили ряд имен римских живописцев, среди которых выделялся пейзажист Студий, изображавший, как о том повествует Плиний, "города, гавани, пейзажи, леса, рощи, холмы, сады, каналы, реки, берега...Сюда Лекция 55. Древнеримская монументально-декоративная живопись (2 ч.)

помещал Студий разные фигуры гуляющих или плывущих, едущих на волах по суше, на осликах или в повозках, а также ловящих рыбу и птиц, охотящихся или даже занимающихся сбором винограда". Подобные идиллические пасторальные пейзажи сохранились в Помпеях и в Риме. Обычно это небольшого размера картины, несколько эскизного характера, иногда написанные одной-двумя красками.

Витрувий писал о третьем стиле римской декоративной живописи:

«Но то, что раньше воспроизводили по образцам действительных вещей, теперь отвергают из-за безвкусия, ибо штукатурку расписывают преимущественно уродствами, а не определенными изображениями подлинных вещей; вместо колонн ставят каннелированные тростинки, с кудрявыми листьями и завитками, вместо фронтонов придатки, а также подсвечники, поддерживающие изображения храмиков, над фронтонами которых поднимаются из корней множество неполных цветков с завитками и без всякого толка сидящими на них статуэтками и еще стебельки с раздвоенными статуэтками, наполовину с человеческими, наполовину со звериными головами.

Ничего такого нет, не может быть и не было. Как же в самом деле можно тростнику поддерживать крышу, или подсвечнику - украшения фронтона, или стебельку, такому тонкому и гибкому, поддерживать сидящую на нем статуэтку, или из корней и стебельков вместо цветов вырасти раздвоенным статуэткам. Но тем не менее люди, видя весь этот вздор, не бранятся, а наслаждаются им».