Четвертый живописный стиль Древнего Рима

Четвертый декоративный стиль сложился во второй половине I в. н.э. Сложный и пышный четвертый стиль соединил в себе перспективные архитектурные построения второго стиля с орнаментальными украшениями третьего стиля. Орнаментальная часть росписей приобретает характер фантастических архитектурных композиций, а картины, расположенные на центральных частях стен, имеют пространственный и динамический характер. Гамма красок, как правило, пестра. Сюжеты картин по преимуществу мифологические. Множество неравномерно освещенных фигур, изображенных в бурном движении, усиливают впечатление пространственности.

Живопись четвертого стиля опять-таки разрывает плоскость стены, расширяет пределы комнаты. Мастера четвертого стиля, создавая росписи, изображали на стенах то фантастический пышный портал дворца, то картины сюжетные, чередуя их с "окнами", через которые видны части иных архитектурных сооружений. Иногда в верхней части стены художники писали галереи и балконы с человеческими фигурами, как бы смотрящими на присутствующих в комнате.

Для росписи IV стиля был характерен и подбор картин. Больше всего в это время пишут композиции с динамическими действиями или острой Лекция 55. Древнеримская монументально-декоративная живопись (2 ч.)

драматической завязкой. Лица героев в этом случае полны экспрессии, печали, вдохновения, горя, любви. Таковы "Убиение Пенфея", "Казнь Дирки", "Зевс и Гера", "Ахилл и Одиссей".

В Помпеях сохранились росписи и чисто римского духа. Например, на улице Изобилия у входа в мастерскую красильщика тканей Верекунда на наружной стене была роспись, выполненная с точностью и скрупулезностью, где были изображены все процессы работы красильщика и его помощников.

Примером четвертого стиля могут служить росписи дворца Нерона в Риме (Золотой дом), живописной отделкой которого руководил римский художник Фабулл.