Положение художников в структуре древнеегипетского государства

Общественное положение крупных живописцев было достаточно значительным, хотя они и не занимали столь высоких постов как зодчие. Скульпторы и живописцы понимались как своего рода посредники между божественным и человеческим. И хотя степень такого посредничества градуировалась от начальника отряда до рядового рисовальщика или даже ученика, все мастера рельефа и живописи составляли особый, замкнутый коллектив. Замкнутость эта была обусловлена характером их работы, которая должна была храниться в тайне. Наследственная передача обязанностей и должностей от отца к сыну, родство многих семей, связанность особыми религиозными обрядами и запретами, в результате чего все мастера составляли своего рода религиозное братство и назывались «слушающими зов», т.е. выступающими проводниками воли богов, работающими в соответствии с велениями богов, внимающими божественным желаниям.

В иерархии художников выделяются начальники работ, заместители начальника рисовальщиков, ведущие рисовальщики, рядовые рисовальщики, а также подручные рисовальщиков или ученики. Представители высших ступеней в иерархии художников руководили всем процессом работ по оформлению внутреннего пространства гробницы или храма и владели не только технической и технологической стороной процесса, но также обладали навыками проведения необходимых ритуалов, и в соответствии с этим составляли системы стенных рельефов и росписей. В противоположность им рядовые рисовальщики выполняли определенные операции в процессе создания рельефного и живописного убранства и не имели представления о мистическом смысле расписываемых ими сцен. Подручные рисовальщиков только осваивали секреты мастерства художника и занимались выполнением подготовительных работ: грунтовкой стен под росписи, растиранием пигментов, и т.д. В качестве подмастерьев к работам привлекались также сыновья художников — им поручались самые простые и наименее трудоемкие работы.