Принципы росписей базиликальных сооружений ранневизантийского времени

В ранневизантийский период произведения изобразительного искусства включались в единые ансамбли и находились в тесной связи с архитектурой. Миссия произведений изобразительного искусства заключалась в создании «населения» того горнего мира, который представлял собой интерьер церкви. В базиликах стены, организовывавшие процессии верующих к алтарю, украшались эпизодами из Ветхого и Нового Завета, которые разворачивались в хронологической последовательности. Дидактически-информативная функция произведений IV-VII вв. предопределила развёрнуто-повествовательный характер изображений, строящихся регистрами, в которых возможно было многократное повторение фигуры одного и того же персонажа для полного раскрытия эпизода, с ним связанного. Кульминацией цикла росписей в базиликах являлись триумфальная арка и апсида, знаменующие своими сценами триумф достижения венчающей стадии пути приближения к очищению души. Центральными персонажами композиций этих частей росписей были Христос или Дева Мария, преимущественно в облике Царицы небесной.