Принципы росписей центрических построек ранневизантийского времени

В центрических постройках ключевое изображение располагалось в куполе - точке-импульсе разворачивания всего цикла монументальных росписей. В мавзолеях и мартириях получили широкое распространение евангельские циклы, в которых акцентировались сцены, связанные с Воскресением.

Весьма актуальной для ансамблей как центрических, так и базиликальных сооружений была тематика жертвоприношения, принесения даров. Жертвоприношение способствовало встречи человека и Бога через причастие жертвенной миссии человеческой жизни, продиктованной Христом всем христианам.

Мозаичные циклы базилик и центрических сооружений формировали христианина как Знающего священную историю и своим знанием включающего событие жизни собственной души в духовную историю человечества. Это означает, что быть Христианином - значит, быть Причастным Священной истории. Данный принцип реализуется в характере и способе расположения росписей базиликальных сооружений, а также в типе организации движения по храму, приближающего к раскрытию райских врат для души верующего.