Репрезентанты византийского изобразительного искусства периода Македонского Возрождения

Произведения-репрезентанты искусства Македонского Классицизма:

Монументальная живопись. Мозаики собора св. Софии в Константинополе: I этап: «Богоматерь с младенцем» (мозаика в апсиде, 867 г.), «Архангел Гавриил» (867г.), «Император Лев VI перед Христом» (мозаика над входом в главный неф, конец IX в.), «Иоанн Златоуст» (IX в.); II этап: «Юстиниан и Константин перед Богоматерью» (вторая половина X в.); III этап: «Зоя и Константин Мономах перед Христом» (мозаика южной галереи св. Софии, 1034-1042 гг.). Мозаики церкви Успения Богородицы в Никее: «Силы небесные» (купол церкви, вторая пол. IX в.), «Богоматерь с младенцем» (апсида церкви, вторая пол. IX в.).

Книжная миниатюра. Миниатюры Сочинения Григория Назианзина (879-883 гг.); миниатюры Парижской Псалтири (первая половина X в.).

Рельеф. «Коронация Иисусом Христом Константина VII Порфирородного» (слоновая кость, IX в.).

Первые мозаики появились в Софии в 867 г. Эти мозаики украшают апсиду и виму. В конхе апсиды находится мозаика, изображающая Богоматерь с младенцем. Слева от Богородицы, на своде вимы, изображен архангел Гавриил. По краю конхи шла, на сегодня практически полностью утраченная, надпись: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили». В данных произведениях использованы художественные традиции эллинистического искусства, которые всегда оставались актуальными в константинопольской школе. Лица Богоматери и архангела Гавриила полны античной чувственности; в них подчеркнутый сенсуализм сочетается с христианской одухотворенностью. В этом можно проследить одну из характерных черт классицизма. Основная тенденция классицистического стиля заключается в доминанте конечного в тех изобразительных приемах, которые используют мастера. Акцент здесь сделан на чувственно явленную материализацию божественного начала. Бог вочеловечился, явился в мир в облике Христа с помощью Девы Марии, ставшей проводником божественного. Эта тема была особенно актуальна в послеиконоборческий период, когда победу одержали идеи возможности чувственного воплощения Божественного. Бог и Человек встречаются в человеческом облике. Божественное, Бесконечное тем самым обретает конечные пределы, но этими пределами обозначается присутствие Бога в мире христиан. Тем самым знаменуется, что Бог делает ход навстречу человеку, он избирает его, материальная и духовная природа человека пребывают в гармонии. Такие изобразительные тенденции в истории искусства Византии всегда соответствуют относительно стабильным периодам в истории государства. Когда Византия ощущала себя избранной Богом землей, когда император ощущал истинность природы своего божественного наместничества, тогда актуальными в искусстве становятся тенденции к оконечиванию бесконечного, проявленные в акцентировании чувственной природы божественных образов: образов высших святых, Христа, Девы Марии, ангелов. Богоматерь торжественно восседает на троне. Ее широкая массивная монументальная фигура имеет замкнутый контур. Следует особо оговорить назначение столь ярко и четко выделенного контура. Контур как раз и выступает одним из художественных средств, выражающих пафос явления Божественного в конечный человеческий мир, Бесконечному задаются границы явленности, и эта граница, этот предел - контур. И в контрасте с этим приемом существует золотой фон - предельная бесплотность, бестелесность, обладающая внепространственными и вневременными характеристиками. Золотым фоном - символом божественного сияния, заданы параметры Бесконечности, что только подчеркивает концентрированность божественного в пределах грани, заданной контуром. Фигуры как бы материализуются из небытия, и так Божественное начало обретает статус бытия в человеческом мире. Контур становится границей между небытием и бытием. Фигура Богородицы свободно развернута в пространстве. Подножие трона дано в ракурсе, что сообщает композиции относительную динамику. Фигура как бы выступает из золотого фона. Трактовка лика Девы Марии также совмещает в себе тенденции явления божественного в конечных формах с одной стороны, и растворения конечного в божественном бесконечном - с другой. Лик Марии женственен: мягкий овал, правильной формы нос, чувственные полные губы; но - преувеличенно большие глаза, символ духовного в человеческом облике.