Принципы системы росписей византийского крестово-купольного храма

Сложившаяся система росписей православного храма представляла мир духовной лествицей с доминантой эманации в своем разворачивании. В основании мироздания находится всевидящее око, которое выступает узлом бытия: в куполе располагается изображение Христа-Пантократора. Данная точка задает импульс нисходящего движения во все композиции мозаичных циклов византийских церквей. Изображение Христа Вседержителя окружено архангелами. В барабане изображались пророки или апостолы. На парусах - евангелисты. В конхе апсиды - втором по значению, после купола, месте храма - помещали изображение Богоматери. По сторонам от Богоматери (в апсиде алтарной арки или в боковых апсидах) размещались изображения архангелов Михаила и Гавриила. Стены апсиды под конхой украшали композицией Евхаристии, фигурами святителей, первосвященников, архидиаконов. Вся система росписи оказывалась проникнутой идеей господства церкви небесной, олицетворенной Христом, и идеей распространения христианства через церковь земную, олицетворенную Богородицей, через апостолов, евангелистов, святителей, с помощью причастия. К этой группе сюжетов добавлялся цикл Праздников - двенадцать сцен (Благовещение, Рождество, Сретение, Крещение и т.д.). Изображение Праздников выводило человека на новый уровень диалога с Христом и божественным началом в целом - Христос из качества Судии-Вседержителя мира нисходил в мир в своем человеческом обличии, вновь и вновь (благодаря круговой системе организации росписей в крестово-купольном храме) вставал на крестный путь земной жизни, Страстей и Воскресения. Круговая система изображения Евангельских событий ставила человека на уровень их личного проживания, включения собственной жизни в Священную историю, проживания всего жизненного цикла за время кругового обхода и обретения себя для жизни вечной через ответное восхождение по ступеням спущенной с небес духовной лествицы. Само круговое движение, подготовленное крестово-купольной архитектурной организацией культового пространства, уже настраивает человека на созерцательно-медитативный выход за пределы физического движения на уровень движений души к Духу.

Из всего многообразия сюжетов Священной истории в комниновскую эпоху совершается выбор ключевых сцен, концентрирующих в себе всю полноту христианского учения. Каждая изображенная сцена может рассматриваться как представляющая все грани многоаспектной сущности события встречи человека и Бога в пространстве христианской веры.