Концепция православного византийского искусства второй половины XI в.

Характерной особенностью общего процесса выработки специфических принципов православного искусства является тенденция развития искусства комниновского периода, в соответствии с которой осуществлялся переход от доминанты из-образительной тенденции во второй половине XI в. к равновесию из-ображения и в-ображения в произведениях искусства XII в. В XI в. сохраняют свою актуальность традиции позднемакедонского времени: акцент ставится на материализацию духовного начала, визуализацию идеи оплотнения форм высшей духовности. Например, изображение Пантократора является оплотнением духовной работы, божественной мысли.

Знаки, слагающие язык изобразительного искусства средневизантийского классицизма во второй половине XI в., - фигуры священных персонажей изображены в трехчетвертном развороте, хотя и тяготеющем к фронтальности; пропорции удлиненные; спокойные, мягко ниспадающие складки одежд подчеркивают общее содержание персонажей, выступающих проводниками и столпами мира горнего на земле. Светотеневая моделировка выявляет объем ликов, моделированных путем постепенного перехода одного тона в другой. Мозаика сохраняет статус ведущего вида искусства. Этот период как завершающий этап развития идейной программы классицизма, начатой в Македонскую эпоху.