Концепция православного византийского искусства XII в.

В XII в. формируется стиль с преимуществом линейности, тонкая линия становится главенствующим средством выразительности. Акцент ставится на преодоление плотского, конечного в изображении. Человеку- зрителю задается программа необходимого преодоления собственной конечности и выхода в мир бесконечного - через созерцательность, через романтическое воспитание высшей одухотворенности в себе. Святые выступают как камертоны, как направляющие, как поводыри человека на этом пути. Отсюда - плоскостность, упокоенность, фронтальность. В графическом стиле преобладает токая линия, и за счет этого граница между золотом фона - символом божественной бесконечности и человеческим телом очень тонкая, легко преодолимая, одежды не подчеркивают тела - тел нет, это лишь искусственная оболочка, которую человек носит, в то время как душа пребывает в царстве высшей духовности.

Знаки, слагающие язык изобразительного искусства Византии в XII в. - вневременной и внепространственный золотой фон; схематизация изображения ландшафтов и архитектурных построек, лишающая события конкретики места свершения; вытянутые пропорции в изображении фигуры святого; особая легкость и воздушность в решении фигур; аскетизированность ликов святых, ангелов, их глубочайшая одухотворенность. Сокращается количество персонажей сцен, наблюдается тенденция локализации всей символической сложности события в рамках одной фигуры святого. Иератичность неподвижных, застывших поз, которая постепенно преобразуется в статическую фронтальность становится каноном изображения персонажей. Важной особенностью диалога зрителей с произведениями становится непременное становление художественного образа в его символическом статусе. Композиционные формулы произведений изобразительного искусства Византии преимущественно определяются закономерностями круговой, крестообразной систем, а также моделью лемнискаты и визуализацией геометрической схемы лестницы.

И здесь можно проследить аналогию плана храмового пространства крестовокупольной церкви и плана-геометрической структуры византийских икон. Подобие строится на основе принципа кругового вращения как в иконе, так и в плане церквей. Круговое движение настраивает на состояние созерцательное, самопогруженное, трансцендентное, углубленное в пространство внутреннего мира человеческой души.