Искусство книжной миниатюры XI-XII вв.

Искусство книжной миниатюры во второй половине XI - XII вв. развивалось в соответствии с общими принципами средневизантийского искусства. Книга оформлялась как единый организм, построенный на гармоничном соединении частей: текста и иллюстрации, иллюстраций и инициала, иллюстраций между собой. Книга представляется подобной храму, что можно наблюдать как в сюжетах конкретных миниатюр, так и в общем композиционном строе произведений. Миниатюры большинства комниновских рукописей отличаются гармоничными пропорциями, в построении которых основная роль отводится ритму. Миниатюры императорского скриптория развивали концепцию средневизантийского классицизма. Миниатюры, создаваемые в мастерской Студийского монастыря отличались романтической направленностью. Композиции вплетаются в текст без рам, среди строк, становясь тем самым знаками- символами. Главная особенность рукописей Студийского монастыря - усиление бесплотного начала в изображении персонажей: удлинение пропорций фигур, постановка персонажей на носки, отсутствие в композиции линии почвы под ногами фигур.

Православная идеология основывается на духовно совершенно святом в качестве эталона христианина и полагает такового в качестве основного персонажа произведений искусства. Православная идеология формирует программу созерцательного погружения душевных сил человеческого существа и растворения своей тварной природы в бесконечном качестве высшей духовности. Именно эти принципы становятся основой формирования особого типа изображения святого, выработавшегося в комниновский период. Данный святой - есть идеал, удовлетворяющий всем требованиям отношения человека с Богом.

Произведения-репрезентанты изобразительного искусства Византии второй половины XI-XII вв.:

Мозаичные циклы. Церковь Успения Богоматери монастыря Дафни под Афинами (вторая половина XI в.): «Рождество Богоматери», «Рождество Христово», «Крещение», «Преображение», «Распятие», «Христос Пантократор» (купол); церковь монастыря Хосиас Лукас в Фокиде (XI в.): «Сошествие св. Духа» (купол), «Богоматерь с младенцем» (апсида), «Омовение ног». Мозаики монастыря Неа Мони: «Сошествие во ад». Мозаики собора в Чефалу (Сицилия): «Пантократор» (апсида, XII в.). Мозаики собора св. Софии в Константинополе: «Ирина и Иоанн Комнины перед Богоматерью» (южная галерея, 1118 г.), «Деисус» (вторая четверть XII в.).

Иконопись. Мозаичная икона «Иоанн Предтеча» (конец XI в.), икона «Лествица» (к. XI в.), икона «Св. Филипп, св. Феодор, св. Димитрий» (к. XI - н. XII вв.), икона «Владимирская Богоматерь» (н.ХП в.), икона «Богоматерь с младенцем и избранными святыми» (первая половина XII в.), икона «Григорий Чудотворец» (вторая половина XII в.), икона «Преображение» (конец XII в.).