Специфика развития византийского искусства первой половины XIII в.


В 1204-1261гг. художественные традиции Константинополя наследует художественная школа Никеи в Греции. Здесь развивается концепция классицизма на неоэллинистической основе. Неоэллинистическое движение в искусстве достигло своего полного развития в начале XIV в. в Константинополе и составило базу Палеологовского Ренессанса. В XIII в. исторические обстоятельства вновь сформировали в Византии почву для возникновения атмосферы свершающегося «возрождения» - государства, культуры, веры в богоизбранность своего земного бытия. Это становится предпосылкой возрождения темы явления абсолютного начала в чувственно наблюдаемом, зримом облике, более того - в пространстве человеческого существования. Но в то же время, ситуация распада мира, неотвратимо свершающаяся на глазах человека XIV в., породила неизбежные изменения в языке общения человеческого и божественного начал, вызванные общей неустойчивостью, неуверенностью, смятением и сомнением, вошедшими в сознание византийского человечества.