Специфика национальной итальянской романской архитектурной школы

Культовое зодчество в Италии получило городской характер, в силу сложившейся в романскую эпоху в Северной и Центральной Италии политической системы городского полицентризма. Культовое пространство организовывалось комплексом отдельно стоящих на городской площади зданий: базиликальный собор, центрический баптистерий и кампанила.

Античная традиция составила объект-языковую основу развития романского итальянского зодчества, что проявилось в базиликальной композиции романских церквей, в строительной технике и типах романского зодчества, в спокойной уравновешенности архитектурных пространств и внешних объемов, гармонии экстерьера и интерьера, в масштабах зданий, соразмерных человеку, использовании ордера. Также традицию итальянской романской архитектуры составили произведения Византии, Палестины и лангобардов.

Поскольку в передовых областях Италии ядро общественной жизни составляли рано развившиеся городские коммуны, зодчество с самого начала получило ярко выраженный городской характер (в отличие от романской культуры во Франции, Германии, Англии с очень тесным взаимоотношением монастыря и города, где импульс градообразования исходил от монастыря). Сердцем города стала торговая площадь, рядом с которой помещался собор или целый комплекс, состоящий из базиликального собора, кампанилы (круглой или прямоугольной в плане) и центрического баптистерия. Эти здания - составляющие комплекса - ставились отдельно. Кампанилы по всей территории Италии получили свое распространение после возведения колокольни возле старой церкви св. Петра в VIII в. Всегда представляют собой несколько ярусов глухих аркад.

С утверждением народовластия появился новый общественный центр - площадь и здание городского самоуправления.

Светские тенденции сказались как в гражданской, так и в культовой архитектуре. Церкви часто служили местом для собрания городской общины. Церкви были гордостью общины, общественным достоянием, об их величии и красоте специально заботились. Не случайно раннехристианские базилики, служившие прообразом церквей романской эпохи, повторяли формы древнеримских базилик, т.е. учреждений гражданских.

Романский собор в итальянских городах имел вместительные нефы, кафедру проповедника, большой атрий или нартекс.

Важнейшую черту романского итальянского зодчества, помимо его городской ориентации, составляет его связь с античной традицией. Архитектура в Италии развивалась на почве, насыщенной воспоминаниями о высокой античной культуре. Более или менее сохранившиеся памятники древнеримского зодчества были разбросаны по всей Италии и были частью пейзажа.

____________________ Лекция 71. Школы романской архитектуры в Италии______________________

Античная традиция проявилась не столько в прямом заимствовании, сколько в технических навыках, определивших исходные позиции романского зодчества в Италии, а также в общем характере и направлении его развития.

Античные памятники помогли решить зодчим основную конструктивную задачу своего времени - разработать сводчатое перекрытие широких пролетов для помещений, предназначенных для собрания большого числа людей.

Задача была решена одновременно в различных центрах строительной деятельности. В Италии же сохранившихся частей (верх стен, пяты сводов и арок) было достаточно, чтобы понять конструкцию отсутствующих перекрытий.

Итальянцы первыми стали применять обожженный кирпич. Итальянцы же первыми в художественных целях стали применять терракоту и местами майолику.

Влияние античности заметно в композиции романских церквей с их базиликальным планом и разрезом (в Пизе, Луке, Сан Миньято аль Монте во Флоренции), в строительной технике и типах романского зодчества, в общем характере образов романики, в ясной логике тектонического замысла, в спокойной уравновешенности архитектурных пространств и внешних объемом, в безошибочно найденных масштабах зданий в отношении человека (соразмерны человеку).

В церковной архитектуре Италии преобладал традиционный базиликальный тип композиции, чаще всего трехнефный, реже -пятинефный. Трансепт, которого не было в античных базиликах, привился слабо и чаще не выходил за пределы общего прямоугольного очертания церковного плана. Апсиды, обычно располагаемые параллельно одна другой, замыкали главный неф. Радиальное расположение апсид очень редко для Италии.

Средокрестие в Ломбардии, Пизе, нередко перекрывалось куполом, который в Ломбардии скрывался за стенами высокого восьмигранного барабана, а в Средней и Южной Италии, хотя и открывался, не получал большого значения в композиции.

Важное значение имел в Италии центрический тип композиции культовых сооружений. Он неизменно применялся в баптистериях.

На побережье Адриатического моря встречались церкви крестовокупольного типа (влияние Византии).

Для перекрытия главного нефа вслед за полуциркульным строители освоили возведение крестового свода на четырех столбах, послужившего основной ячейкой для разработки плана церкви и определившего ширину главного нефа. В большинстве случаев ячейка главного нефа представляет собой квадрат, которому в боковых нефах соответствуют по две малых ячейки, также перекрытых крестообразно (связанная романская система).

Столбы, поддерживающие своды главного нефа, делались мощнее и сложнее по профилю: в них нередко выделялись полуколонны или четвертные колонны, отвечающие ребрам свода. Промежуточные опоры при Лекция 71. Школы романской архитектуры в Италии

этом, отвечающие стыку двух малых ячеек бокового нефа, имели меньшее сечение (чаще круглое).

Скульптура, рельеф, мозаика, декор органически включались в структуру построек. Используются для оформления фасадов аркатуры, лопатки, профилированные пилястры, тонкие полуколонки, лизены.