Особенности романской скульптуры Франции

Первые образцы романской скульптуры появились на рубеже XI-XII

Развитие романской скульптуры во Франции шло путем трансформации орнаментальных принципов пластики дороманского времени, связанного с деревянной резьбой, в рельефные сюжетные композиции. В начале XI в. в растительный и геометрический орнамент Лекция 72. Романское изобразительное искусство

вводились изображения отдельных человеческих фигур. В XI-XII вв. техника романского рельефа преодолела этапы последовательного перехода от низкого к высокому рельефу. В начале XII вв. наступил период расцвета романского стиля во французской скульптуре.

Во Франции рельефные композиции были сосредоточены на наружных стенах фасада и преимущественно составляли оформление главного входа, располагаясь на архитраве и в тимпане. Позднее стали украшать статуями и уступчатые срезы портала. Стены внутри храма предназначались для больших циклов фресковых росписей и скульптурой не украшались.

Существовало два типа композиций: циклы, представляющие рассказ о цепи событий, и отдельные сюжетные сцены, с четким композиционным центром, относительно которого симметрично формировались остальные элементы художественного целого.

Выделяются два ведущих направления в развитии романской скульптуры Франции. Первое направление (школа Прованса) связано с доминантой эманационной тенденции в представлении эталонных персонажей Священной истории. Фигуры выполнены в высоком рельефе, фронтально и устойчиво поставлены между колоннами, придающими колоннообразие самим фигурам, композиции построены уравновешенными ритмами. Объемные средства решения скульптур репрезентируют сюжет материального оплотнения сверхчувственного начала. Второе направление (школы Бургундии и Лангедока) имманационно по ведущей энергетике произведений изобразительного искусства. Фигуры святых изображены пребывающими в беспокойном состоянии, человеческое тело представлено изломанным борьбой духовных и плотских сил: подвергнуто серьезным деформациям, пропорции искажены, фигуры удлинены. Дух ломает плоть, ведет к расконечиванию предельности материальной границы тела, что предстает в качестве единственно возможного эталонного душевной жизни верующего. Повышенная эмоциональность, драматизм характеризуют изображенные сцены.

Одной из самых актуальных тем романского изобразительного искусства была визуализация текста «Откровения» Иоанна Богослова. Страшный Суд и Христос во славе - самые популярные сюжеты средневековых порталов в Западной Европе. Церковный портал символизировал вход в Небесный Иерусалим. Портал - граница двух миров, двух градов - Вавилона и Иерусалима; своим переходом, преодолением порога, осененным событием Второго Пришествия, человек разрывал конечное время своей земной жизни, связывая прошлое, настоящее и будущее. Тематика портала фиксировала особый момент преодоления церковного порога как перехода в предстояние перед лицом Господа во всей искренности, открытости, обнаженности своих истинных помыслов и устремлений. Центральное место на всяком портале занимала фигура Христа. Верующий входил не просто к Христу, но Христом как Дверью в вечную жизнь.


_____________________ Лекция 72. Романское изобразительное искусство_______________________

Тема суда трактовала человека как грешного, сопротивляющегося своей греховности, судимого в силу грехов своей плоти и дающего ответ за эти грехи. Тема Страшного Суда акцентирует внимание на ничтожестве человека перед Всевышним; на слабости и греховности плоти человеческой; на необходимости вести борьбу со злом в себе самом.

Тема Страшного Суда, открывавшего диалог-отношение верующего и храма, задавала незыблемую систему координат, в которую вписан человек и полагало жизнь бесконечной борьбой добра (духовного) и зла (греховного и плотского). Страшный суд представлял мир устроенным стройно, благодаря композиционной симметрии. Осью композиции выступала фигура Христа, превосходящая все остальные фигуры в представленной сцене. Мир представал в дуализме рая и ада, а человечество - в антагонизме способным «быть справа» от Христа, быть правым и не способным. Упорядоченность рая контрастирует с хаосом ада. Композиция Страшного Суда - многофигурная, что обращает всеобщую тематику в разговор с каждым подошедшим мучеником к моменту суда. Иконография романских рельефных произведений предполагает зависимость размера фигуры от ее духовной значимости: большая величина - свидетельство духовного величия.

В интерьерах церквей скульптурными изображениями могли быть оформлены капители колонн. В романское время особенно распространенными были капители с изображением чудовищных животных. Причины появления подобных мотивов: во-первых, животные мотивы, соотносимые с животным изображением дьявола в сцене Страшного суда, репрезентировали то телесное, плотское и животное начало, которое и борется с духовным и прекрасным в человеке, тем самым содержа напоминание и предупреждение о необходимости вести постоянную борьбу со зверем в себе. Во-вторых, в соответствии с древней варварской традицией, данные изображения исполняли функцию оберега - отпугивания бесов, которые, принимая звериный облик, наталкивались в Божьем граде, построенном людьми, на свое зеркальное отражение и пугались его.